Астрономы обнаружили вторую ближайшую к нам экзопланету

Астрономы обнаружили признаки присутствия планеты у звезды Барнарда – ближайшей (5,96 светового года, но быстро приближается к нам: где-то за восемь тысяч лет до нее будет 3,8 светового года) к нам одиночной звезды (Альфа Центавра – 4,35 светового года – состоит из трех звезд, и там тоже открытая экзопланета). Звезда Барнарда относится к классу красных карликов, невооруженным глазом ее не видно. На вывод о присутствии возле звезды планетарного тела ученых натолкнули аномалии, которые наблюдались в движении светила, вероятность планетарной природы аномалий – 99,2%. Временно ей присвоили название-индекс GJ699b. Об исследовании астрономов сообщается в статьи журнала Nature.

Если планета https://universetoday.ru/2021/06/07/ближайшая-планета-одиночка/ все-таки существует, то ее масса в 3,2 раза больше, чем Земли, то есть больший размер примерно в полтора раза. Температура на поверхности примерно –170⁰C, однако если ее атмосфера густая и состоит из парниковых газов, как на Венере, то, возможно, мы открыли ближайшую к нам планету, пригодную к жизни. Звезда Барнарда является старой (10-12 млрд лет, наше же Солнце родилось 4,5 млрд лет назад), поэтому если ее планета пригодна к жизни, то мало это жизнь достаточно времени, чтобы эволюционировать и справиться с охлаждением звезды. По мнению некоторых планетологов, GJ699b может быть даже лучшим местом для развития жизни, чем Земля, потому что по причине большей массы остывает медленнее.

Поверхность Европы, ледяного спутника Юпитера, примерно на 10 градусов холоднее GJ699b, а в ледяного спутника Сатурна на 40 градусов холоднее. Однако оба спутника скрывают от своей корой большие океаны соленой воды, и есть все больше доказательств того, что в этой жидкости могут быть органические молекулы.

«Поскольку GJ699b более массивная за Землю, она может сохранить водородную атмосферу, – объясняет ученый из NASA Сара Сіґер. – Водород является мощным парниковым газом и может сохранять температуру поверхности достаточно теплой для жизни, если атмосферное давление достаточно высокий».

Пока что мы не знаем, как выглядит эта планета имеет атмосферу, которую, но, как комментирует в Nature Родриго Диас, в ближайшее десятилетие появятся телескопы и измерительные приборы, благодаря которым можно будет непосредственно сфотографировать эту планету, а даже исследовать состав ее атмосферы.

Продолжительность года на GJ699b – ⅔ нашего земного, от своей родной звезды эта планета расположена на расстоянии около полсотни миллионов километров: в три раза ближе, чем Земля от Солнца – где-то как наш Меркурий. Однако вследствие старости красного карлика ее поверхность получает лишь 2 процента той энергии, что Земля от Солнца.

Это сообщение о GJ699b – уже второе про планету, которая вращается вокруг звезды Барнарда. В начале 1960-х о наличие гигантской планеты у этой звезды объявил голландский астроном Питер ван де Камп, который обнаружил у звезды периодические возмущения движения, объяснил существованием одного или двух невидимых спутников с массами порядка массы планеты Юпитер. Гипотеза тогда не подтвердилась, не подтвердилась и теперь: масса GJ699b не в сравнение меньше предполагаемой ван де Кампом. В конце концов, еще до него об гигантскую планету в этой звездной системе писал в своем фантастическом романе «Космический легион» (1934 год) американский писатель Джек Уильямсон. Близость этого красного карлика до нас мотивировала писать о гипотетической там цивилизацию около двух десятков фантастов, в т.ч. и Артура Кларка («Сад Рамы»).

Об открытии GJ699b проинформировал в Nature международный коллектив, которым руководил Іґнасі Рибас из Института космических исследований Каталонии. Исследователи собрали архивные данные из более двадцати лет наблюдения движения звезды Барнарда с помощью семи различных телескопов. В результате точного статистического анализа выявили мелкие флуктуации скорости звезды, источником которых является – с упомянутой вероятностью – гравитационное притяжение планеты, кружащей вокруг нее. GJ699b.