Общая характеристика православия
Православие ‘я является направлением христианства, внутренняя история которого наиболее драматическая (с религиоведческой и исторической точек зрения), количество последователей по сравнению с ветвями западного христианства (католицизмом и протестантизмом), — самая маленькая (она составляет 300-350 млн), а духовно-нравственное воздействие на социальные процессы в разных странах мира — самый мощный.
Православная вера распространена в основном в регионах, в которых имела влияние византийская имперская культура (в период ее развития), — на Ближнем Востоке, в Греции, Болгарии, Сербии, на Кавказе (в Грузии), у восточных славян (Киевская Русь), на севере Африки. Но позже «восточное христианство» пускает корни в других этносов, в частности, у финнов, северных американцев, японцев. В настоящее время мировое православие’ я является очень сложным, неоднородным религиозным феноменом. Он включает шестнадцать автокефальных Церквей: Александрийской (Египет и некоторые страны Африки), Антіохійську (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русский (к канонической территории которой относится и Украина), Грузинскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую, Кипрскую, Елладську (Греция), Албанский, Чешский, Словацкий, Американскую и Константинопольскую. Самостоятельность в их управлении, тем не менее, не препятствует единству Церкви, которая является единой во Христе и вере в Него. Формально главой всех православных Церквей патриарх Константинопольский (Турция), который имеет титул Вселенского, но важнейшие для всей Церкви решения принимаются соборным разумом, то есть органом, в котором представлены все православные автокефалии.
Перед тем, как ознакомиться с ним, необходимо остановиться на самом термине. Само течение в христианстве, которое обозначается термином «православие’ я», возникла на Востоке, то есть в восточной части Римской империи — Византии. Здесь культурно-идеологический и языковой ареалы в основном были греческими (древнегреческими), поэтому слово орθοδξια является органичным к содержанию тех религиозно-доктрине-ных поисков, которые разворачивались ст. на территории Византии. Прежде всего, им обозначался эталон в делах истинной веры, согласно которому рассматривались те или иные учения о Боге, Его атрибутах, смысл текста Священного Писания и тому подобное, которые возникали у Церкви во времена ее догматического, культового и организационного становления. орθοδξια — это представление о аутентичную веру всей Церкви, в противоположность ετεροδξι-й, то есть многообразию мнений (о Боге, о пути спасения) еретиков. Значительно позже, на момент раскола (великой схизмы) Церкви, этот термин закрепился за «восточной Церковью», то есть употреблялся (и употребляется) как ее самоназвание. Кстати, православные сувениры вы можете приобрести тут на страницах нашего специализированного сайта.
Вероисповедные и культовые особенности православия. Влияние православия на развитие общечеловеческой и национальной культуры
К феномену православие’ я целесообразно подойти так, чтобы максимально затронуть всех его аспектов.
Во-первых, православие’ я обнаруживает себя в источниках своего вероучения. Речь идет о Святое Писание и Священное Предание. Оба источника веры и благодати рассматриваются в единстве и взаимодополняют друг друга. Существует богословская мысль о том, что Священное Предание имеет нормативный характер за счет того, что в нем раскрываются истины веры, провозглашенные в Священном Писании. К Пересказу входят: «апостольскі наставления», определение веры и решения первых семи Вселенских Соборов и нескольких поместных, древние тексты богослужений, труды святых отцов, молитвенные каноны, монастырские уставы, акты, в которых провозглашено канонизации святых. Все это формирует определенную традицию, где аккумулировалось духовный опыт Церкви, конститутивный относительно вероисповедной практики современности.
Во-вторых, православие’ я репрезентирует себя через догматику. В этой плоскости оно признает незыблемым Никео-Константинопольский символ веры (см. тему «Христианство: общая характеристика»), принятый на первых двух Вселенских Соборах (тогда еще единой Церкви). Эта догматична основа православной веры всячески защищалась от еретических представлений, которые сопровождали жизнь Церкви на протяжении формирование «символа». Он остается таким и теперь, ибо в православной богословской мысли существует представление о невозможности догматического развития, в отличие от римо-католичества или течений в протестантизме. Другими словами, отцы первых семи Соборов дали полное (рациональное) определение догматов, которые гарантируют дальнейшее распространение и популяризацию. Например, іконно-художественным выражением догмата о Святой Троице (триединстве Бога) есть известная икона Андрея Рублева.
В-третьих, православие’ я следует определить как культовую систему. Культовая практика дает выразительные формы (интерпретации) положений самого вероучения. Культовые действа сосредоточены на богослужении как коллективном общении церковной общины с Богом. Последнее имеет три круга: суточный, недельный и годовой. Каждый из них включает принципиальные для этой веры события как из Священной истории Ветхого Завета, так и из Нового Завета. Например, еженедельные богослужения посвящены: в понедельник — «силам небесным»; во вторник — пророкам Ветхого Завета, прежде всего, Иоанну Крестителю; в среду и п’ пятницу Церковь напоминает о предательстве Иудой Іска-ріотом Иисуса Христа, Его великие страдания и крестную смерть; в четверг — прославляет апостолов, но особое уважение посылает святителю Николаю Чудотворцу из Мир Ликийских; в субботу поша-новуються все святые. Наконец, и этот праздник является основой всех богослужебных кругов, наступает воскресенье — день Воскресения Иисуса. До этого события логически совпадают все другие, ибо она представляет высший смысл православного христианства. Далее, рассматривая культовую систему в православии, необходимо обратить внимание на структуру и ход богослужебной практики, которая состоит из молитв, в которых Церковь просит помилования или чтит Бога, духовных песнопений, поклонов, крестных знамений и таинств.
Таинства являются важнейшим звеном в культовой практике пра-вослав’ я. Конечно, таинство толкуется как священное действие, которое дает верующему (от Бога через Его благодать) духовные дары. По крайней мере это мистическое действо происходит таким образом, что все имеют возможность видеть его форму. Содержание же всех семи таинств, которые установила православная Церковь, надо объяснять, рассматривая их отдельно и последовательно.
Так, таинство крещения является первым шагом человека к христианской жизни (жизни вечной, с Господом Иисусом Христом).
Считается, что любой человек несет на себе бремя греха прародителей (Адама и Евы), поэтому водное крещение (во имя Отца и Сына и Святого Духа) оставляет их позади, направляя душу к богоси-нівства, то есть полноценного церковной жизни. Следующее таинство — это миропомазание. Оно является ритуалом, в котором священником совершается помазание миром человека (освящена особым средством масло). При этом верующий получает от Бога благодатную силу, которая понадобится ему в земной жизни. Важнейшим таинством в православном культе считается таинство Евхаристии, или причастия. Все члены церковной общины заинтересованы в особом отношении к Богу, которое выражается как в способности принести ему свои грехи (признание личных грехов, глубокое раскаяние в них и отпущение их Богом через священнослужителя составляет содержание таинства исповеди, что осуществляется перед таинством причастия), так и в способности с чистой душой принять Тело и Кровь Иисуса Христа, — в знак единения с Ним. Такое мистическое единение богословски признается реальным соединением души человека с Богом, действительной подготовкой ее как целостности личного воскресения. В практике православной Церкви существует также таинство маслосвяття (соборование), которое содержательно связанный с тем, что любой человек (при том, что она — больная) может телесно и духовно выздороветь. Стремление людей к исцелению довольствуется и этим таинством. Церковь осуществляет его несколько раз: в течение постов, когда человек болеет или умирает. Естественно, все эти действия должны выполнять не обычные люди, а лишь те, кто достиг определенной степени духовной зрелости, кто может выполнять функции служителя культа и быть пастырем. В таком случае православная Церковь совершает таинство священства. Человек, который попадает на служения, проходит особый ритуал, в котором действующий Епископ (архиепископ, митрополит) символически приобщает его к апостольскому служению. Этот человек, по молитвам Церкви, получает благодать от Бога на священническую деятельность. Отдельное таинство, которое установлено в Церкви, — это таинство брака. Поскольку христианство дает человеку выбор пути спасения (то монашество, будь то брачная жизнь), Церковь должна освятить отношения между мужчиной и женщиной, если они разделяют чувства друг друга, готовы воспитывать детей в духе христианского нравственного идеала, помогать друг другу на пути к Царству Божьему. Недаром семья в православной традиции трактуется как «малая Церковь», то есть мистическое соединение людей в одно «тело».
Все эти священные действия совершаются в храме (доме Божьем). В православии’ ї существует специфический канон строительства этих культовых сооружений. Загальнохристиянске представление о храме такое, что он символизирует корабль, на котором верующие будут плыть через бурное житейское море (море грехов). Кормчий этого корабля — сам Иисус Христос. Поэтому с давних времен христиане строили храмы в виде скинии, крестообразные и в виде круга, символизирующего вечность. В Киевской, Московской Руси, затем в императорский период сложился своеобразный стиль в храмобудуванні. Если сначала кти-торы строили храмы под влиянием византийских образцов, то впоследствии начался поиск самостоятельных решений. В этом смысле ни с чем не спутаешь Софию, храм Покрова на Нерли, ансамбль храмов Московского кремля и Киево-Печерской лавры, храм Христа-Спасителя (восстановлен).
Внутреннее убранство православного храма рисует в душе верующего сюжеты священной истории: от создания Богом мира и первых людей — до Страшного Суда. Так, во фресках, иконах, хоругвях изображен Иисус Христос, Богородица, апостолы, канонизированные Церковью святые. Кроме того, в православном храме находятся изображения распятия Спасителя (крест), священные реликвии, мощи святых. Все пространство этого культового сооружения разбит на три части: 1) алтарь, где находится престол с жертвенником; 2) средняя часть, где собирается паства для молитв; 3) притвор, в котором в древние времена находились те, кто готовился к вступлению в Церковь (оглашенные), кто проходил раскаяние и отлученные от причастия. Алтарь, как важнейшую часть храма, отделяет от других его частей так называемый иконостас, который содержит храмовые иконы (в честь Бога, матери Божией или святых — кому он посвящен), иконы двенадцати великих праздников, изображение Тайной вечери и тому подобное. Перед иконами зажигают лампады и свечи. Самое главное — перед ними совершают молитвы. Иконопочитание является одним из важнейших элементов культа, которое окончательно установленное на VII Вселенском соборе (787 р.). Православный храм имеет еще несколько важных черт. Во-первых, это его ориентация. Храм строится алтарною частью на Восток, при этом ось храма четко определяется относительно восхода солнца в день, в честь какого святого он строится. Далее — его купола, которые украшаются крестами. Они символизируют: если купол один, главу Церкви — Иисуса Христа, если куполов пять — Христа и четырех апостолов-евангелистов, с двенадцатью «головами» — собор всех апостолов и тому подобное. В храм входит также колокольня. Здесь размещены колокола «объявляют» вокруг о начале богослужения, о важнейшие места в самом богослужении (например, время, когда читают Евангелие), о посте или праздники. На всякий случай в православной Церкви существует свой колокол.
Существенной чертой жизни православного человека пост. Традиционно в церковном году имеют место четыре поста: первый — рождественский, второй — «большой» (длится сорок шесть дней в память о том, что сам Иисус держал пост сорок дней в пустыне и Его последние дни на земле), третий — в честь верховных апостолов Петра и Павла, в конце года — пост в честь Матери Божией, «успенский». Все посты должны подготовить верующего к важнейших праздников, прежде всего — к Воскресению Иисуса Христа. Поэтому пост, «великий пост» в частности, есть время внутреннего обновления человека, лишение ней греховного естества и рождения нового. На фоне традиционных представлений о праведной жизни, сложившиеся в православии’ й (напомним, оно зафиксировано как в Писании, так и в Священном Предании), пост подразумевает не только воздержание от еды, но и особые молитвенные каноны, знакомство с творениями отцов и учителей Церкви, мысли о вечной жизни, поклоны, действия, направленные на распространение добра в мире. Кроме того, в течение всего церковного года (за исключением нескольких недель — рождественских святок, м’ мясного, сырного и «светлого»), верующие должны соблюдать пост в среду и п’ пятницу. Эти дни являются днями почитания Иисуса Христа.
При знакомстве с православия’ ям невозможно остаться в стороне от такого важного факта в его существовании, как монашество. Свой специфический вид оно получило еще в древние времена, из примера, которым обогатили опыт христианской жизни св. Ан-антоний Великий и св. Пахомий Великий (конец III — начало IV века. по Г.Х.). Если первый сформировал путь монашеской жизни анахоретського типа (уединенную жизнь), то второй создал путь спільножитного (кіновійного) монашеской жизни. В православии’ ї длительное время существовали оба направления, но в последние века аскетический опыт приобретается в основном в монастыре, под руководством духовно сознательных монахов. Монахи как сторонники жизни, ориентированного на идеал — Иисуса Христа, отрекаются от мира (собственности, имени и брака) и внедряют аскетические усилия по реализации желаемого идеала. Следует отметить, что в некоторых православных Церквях культивируется так называемое старецтво как институт, с помощью которого совершенствуется духовная жизнь монахов и мирян. Известно, что большое влияние на жизнь русского и украинского народов осуществляли старцы Оптіної и Глинской пустынь, Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр, Святогорского и многих других духовных центров.
Наконец, говоря о православии’ я, необходимо сосредоточиться на социальном учении Церкви, которое оформляется только в систему взглядов и установок. Так, на Соборе Русская Православная Церковь в августе 2000 г. приняла документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Этот документ, который дальше будет усовершенствован (за счет уточнения отдельных положений), содержит важные тезисы относительно взглядов Церкви на жизнь современного общества (как российского, так и общества в целом). В этих тезисах отражены не только проблемы, которыми Церковь заботится традиционно. В них сформулировано видение глобальных проблем современности.
Прежде всего Церковь стремится сделать более прозрачными отношения с государством и национальными образованиями, к которым она обращается с проповедью. Ее беспокоит состояние особистішої, семейной и общественной морали, проблема физического и духовного здоровья людей, в частности, распространение новейших технологий в области лечения. Церковь не желает оставаться в стороне от экологических проблем и призывает к их скорейшего решения. Она имеет свой, подчеркнуто духовный взгляд на проблему глобализации различных аспектов жизни, девальвации классических институтов и ценностей общества — науки и образования, права и художественной культуры. Что касается последних тенденций, то православная Церковь усматривает в современном этапе развития человечества упадок веры, духовное обнищание человека, ее подконтрольность машине СМИ, моде, секуляризованном миропониманию.