В наши дни принято с ностальгией вспоминать времена Советского Союза, когда все было якобы бесплатным. Между тем норме отчуждения прибавочной стоимости, практиковавшейся в первой социалистической стране в мире, позавидовал бы любой капиталист.
Образование на прусский лад
Нередко можно встретить утверждения, что в СССР было лучшее образование в мире. Это не так. Оно было максимально адаптированным к условиям административно-плановой системы. Причем в основе как школьного, так и высшего образования лежали прусские принципы конца XIX века, доведенные до абсолюта товарищем Сталиным.
Кстати, во времена Сталина образование было платным – с 1940 по 1954 годы. Это касалось обучения в 8-10 классах средней школы, в техникумах и вузах. За старшие классы школы в год нужно было платить 150 рублей, в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик – 200 рублей. Средняя ежемесячная зарплата в 1940 году составляла 331 рубль, в 1945 — 434 рубля. А вот ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) давали образование и профессию бесплатно – стране были нужны рабочие руки. Причем сюда был принудительный набор, призыв от 800 тыс. до 1 млн в возрасте 14–17 лет человек ежегодно, согласно Указу «О государственных трудовых резервах СССР». После окончания ФЗО выпускники были обязаны отработать на производстве 4 года. Для многих платное обучение стало барьером, ограничившим образование семью классами, а селяне вовсе лишались перспектив – в колхозах работали не за деньги, а за трудодни.
Платное обучение отменили Постановлением Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» только в 1956 году. К этому времени количество выпускников 8-10 классов средних школ, техникумов и вузов в Советском Союзе сократилось почти вдвое.
В позднем СССР все было несколько лучше. Но и здесь действовала система квот, по которым поступали в вузы и ССУЗы в первую очередь «целевики» — то есть направленные на обучение от колхозов и предприятий с тем, что выпускник потом вернется и отработает определенное количество лет. Часто обучение оплачивала давшее направившая организация. Свободного устройства на работу с дипломом о среднем техническом или высшем образовании не было, действовала система распределения, когда государство решало, куда направить выпускника.
Для остальной массы школьников и студентов, точнее, для их родителей, учеба была бесплатной только по названию. Во-первых, государство ограничивало заработную плату, как и возможность подработки (чтобы устроиться на дополнительные 0,5 ставки на собственное предприятие, было необходимо подать письменное заявление в профком и партком и получить одобрение этих инстанций). Во-вторых, налоги достигали 40-45% от заработной платы, включая «добровольные» сборы на Красный Крест, ДОСААФ или иные цели. Финансист и экономист Андрей Мовчан считает, что к восьмидесятым годам граждане СССР были фактически разорены. Неуклонно снижалась производительность труда советских граждан, что также не способствовало процветанию экономики. С 1951 по 1960 год производительность росла в среднем на 7,3% в год, а в следующем десятилетии – на 5,6%. К 1975 году производительность труда выросла на 6%, но страна скатилась с третьей позиции в мире по этому показателю на шестую. На образование в СССР шло в среднем 7,5% всех госрасходов.
Медицина – для всех, но не для каждого
В Советском Союзе наблюдалась серьезная диспропорция в доступе граждан к медицинским услугам. И дело даже не в том, что партийно-хозяйственный аппарат имел более качественное медобслуживание, чем «классы–гегемоны» — рабочие и крестьяне. Очень сильно разнился уровень в зависимости от места проживания.
Даже если не брать во внимание столичные города, областные центры были обеспечены лучше, чем районные, те, в свою очередь, превосходили по медобслуживанию обыкновенные населенные пункты, а деревни и села могли обслуживаться лишь фельдшерско-акушерскими пунктами, по одному на 10-15 сел.
И это при том, что по финансированию здравоохранение занимало промежуточное место между просвещением и наукой, на медицину с 1966 по 1970 годы шло 6,3% госрасходов ежегодно, говорят данные ЦСУ, — это пик финансирования. После 1971 года расходы на здравоохранение, как и на образование, неуклонно снижались.
В среднем медицина обходилась госбюджету в 4,9% расходов. Андрей Мовчан уверен, что нынешняя медицина на порядок лучше, чем в 1990 году. В СССР новые технологии в здравоохранении с трудом пробивали себе дорогу. Так, курганскому хирургу Илизарову пришлось потратить немало сил для внедрения своей методики сращивания костей, а лазерная микрохирургия глаза по методу Федорова стала возможной только после краха Советского Союза , так же как и популярный в настоящее время университет биоинформатик
Бесплатность медуслуг была весьма условной. Бал правил «блат» — знакомства и связи, позволявшие получить более качественное врачебное обслуживание и лекарства. Подарки и подношения врачам, медсестрам и техническому персоналу были в порядке вещей, хотя непосредственно деньгами мало кто брал – при всеобщем товарном дефиците деньги были практически не нужны. А вот сами дефицитные товары – другое дело!