Понятие средств массовой информации в 21-м веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе.
С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.
Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь объявлять новый королевский указ и последние события королевства.
С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. В классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет. Кстати, новости без цензуры вы можете почитать на нашем специализированном сайте.
Виды СМИ
К видам средств массовой информации относятся:
- пресса (газеты, журналы);
- книжные издательства;
- агентства печати;
- радиовещания;
- телевидение;
- кино-, видео-, звукозапись;
- интернет.
С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (Вконтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.
Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.
Функции СМИ
В некоторых функциях средств массовой информации четко прослеживается их политическая составляющая:
- Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающиеся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной);
- Функция формирования общественного мнения к различным явлениям для любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения);
- Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать определенную идеологическую составляющую);
- «Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы;
- Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач;
- Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т. д.;
Функция политического маркетинга – представляет из себя «продажу» политического товара (политических идей, политических программ кандидатов на выборах и т. д.).