Люди сталкиваются с широким спектром нарушений в системах охраны психического здоровья. Некоторые из них довольно легко назвать — исторические практики, такие как инсулиновая кома и лоботомии, укорачивающие жизнь последствия для физического здоровья (часто принудительных) психотропных препаратов, отсутствие сексуальной безопасности в стационарных отделениях и нарушения телесной автономии. Также появляется все более разнообразная лексика — особенно в сфере организации сообществ и других интеллектуально генерирующих пространств, таких как Mad Studies, — описывающая (например) различные формы пренебрежения, системный расизм, тонкие формы институционализации, воздействие на нейродивергентное тело-разум, микроагрессии, эпистемологическое насилие, санизм и структурное насилие.
Многим людям, которые испытали вред в системах охраны психического здоровья, еще предстоит увидеть и подтвердить наш опыт, включая возможности для коллективного осмысления. Ущерб, причиненный системам охраны психического здоровья, также не был полностью виден более широкому сообществу: за пределами наших собственных сетей многие люди в более широком сообществе верят, что система охраны психического здоровья благотворна, предоставляя столь необходимое лечение, заботу и поддержку. Как мы можем сделать видимым ущерб, наносимый системой охраны психического здоровья? И какие формы признания и / или возмещения ущерба мы могли бы искать? Проект не раньше времени: прожитый опыт привел к справедливости и ремонту был направлен на решение таких вопросов.
Проект возник в специфическом географическом и историческом контексте: в период 2018-2021 годов была созвана Королевская комиссия для изучения системы охраны психического здоровья в штате Виктория, Австралия. Королевская комиссия — это процесс очень высокого уровня, хорошо обеспеченный ресурсами, с полным разрешением государства, изучающий выявленную социальную проблему. Члены комиссии поговорили с признанными экспертами, провели общественные слушания и предложили общественности представить свои мнения, прежде чем подготовить многотомный отчет, в котором был сделан вывод о том, что викторианская система охраны психического здоровья катастрофически терпит неудачу и нуждается в преобразовании. В их отчете подробно изложены 63 конкретные рекомендации, и правительство штата Виктория согласилось выполнить каждую из них.
“Что было дальше?” все еще разворачивается. Выполняется огромный объем работы, включая создание новых органов и быстрое расширение штата сотрудников lived experience. Однако обещание преобразований, возможно, было структурно нарушено, с разочарованием за разочарованием и возвратом к статус-кво. Есть несколько обнадеживающих направлений, в том числе основанная на жизненном опыте служба по месту жительства и законодательно утвержденная служба защиты отказа от участия, которой управляет Независимая защита психического здоровья (IMHA), финансируемая правительством организация, которая продемонстрировала образцовую практику в поддержке прав потребителей, достоинства и автономии. Внутри правительственной бюрократии в области психического здоровья было создано целое подразделение Lived Experience, включая назначение Мэри О’Хаган исполнительным директором, светилом международного движения потребителей / выживших. Мэри ранее входила в состав делегации Новой Зеландии при Организации Объединенных Наций, работала над Конвенцией о правах инвалидов (CRPD), участвовала в создании PeerZone (возглавляемой равными людьми альтернативной структуры поддержки людей, попавших в беду) и сыграла ведущую роль в появлении безумного мышления (например, ее мемуары «Безумие сделало меня» и глава в справочнике Рутледжа по изучению безумия 2023 года). Мэри также поддерживала меня лично, когда я был в экстремальном состоянии, выступая с основным докладом на мероприятии PeerZone — ее способ общения со мной стал примером взаимопомощи, позволив мне справиться с моим экстремальным состоянием за пределами тюремной системы охраны психического здоровья, включая презентацию моего основного доклада, проведенного в условиях коллективного ухода. Системная трансформация требует времени, и это все еще первые дни после Королевской комиссии, есть много возможностей.
Однако Королевская комиссия была сосредоточена на улучшении системы, а не на непосредственном изучении вреда, причиняемого теми, кто использует систему (или подвергается ей). Итак, наша местная организация потребителей / выживших, VMIAC, предложила проект, который впоследствии был профинансирован отделом Lived Experience Правительственного отдела по охране психического здоровья, чтобы сосредоточиться на вреде системы охраны психического здоровья и потенциальных формах признания и возмещения ущерба. Этой работой руководил Саймон Каттерл, местный правозащитник и консультант, увлеченный процессами подотчетности. Саймон собрал группу из 10 “товарищей” (как он ласково обращается к нам), семи человек с непосредственным опытом работы в системе охраны психического здоровья и троих с опытом работы в системе охраны психического здоровья в качестве членов семьи / родственников / опекунов. Нас набирали различными способами, в том числе через местные реестры потребителей и опекунов. Саймон добавил двух фасилитаторов референтной группы (одного потребителя, одного опекуна) для повышения безопасности членов группы. Власть последовательно децентрализовывалась (отсюда, например, мое написание этого блога — я один из многих соавторов; мы все активизировались в разные моменты).
Хотя это и было инициировано местной организацией потребителей / выживших, привлечение семьи / родственников / лиц, осуществляющих уход, было критически важным элементом проекта, а также сложным, а иногда и глубоко болезненным. Один очень ценный участник группы (выживший) покинул проект, выразив обеспокоенность по поводу критических различий между этими двумя позициями, особенно там, где семья — это не место заботы и поддержки, а место / фактор, способствующий причинению некоторых наиболее болезненных страданий. Группа исследовала и искренне боролась с нашими разногласиями, но решила продолжать работать вместе в знак солидарности, даже когда мы преодолевали болезненные разрывы, недопонимание и разногласия. Это был глубокий опыт для многих участников группы, даже несмотря на то, что мы искренне уважали решение этого участника группы уйти. Те, кто исходил из “точки зрения опекуна” (как это обычно выражается в нашем контексте), уважали это непосредственный жизненный опыт обязательно был в центре этой работы и не мог быть затуманен опытом семьи / родственников / опекунов, в то время как те, кто исходил из “точки зрения потребителя” (как это обычно формулируется в нашем контексте), уважали родственные связи, которые критически важны для многих людей, а также специфическое воздействие на семью / родственников / опекунов, учитывая как особенности, так и взаимосвязи. Внутри группы также было четкое обязательство помнить о переживаниях детей, поскольку их голоса часто структурно отсутствуют в дискурсах о психическом здоровье. В контексте аотеароа / Новой Зеландии (с которыми были связаны некоторые члены группы), экспансивный маорийский термин whānau используется для обозначения семьи, родственников, сообщества, любимых людей; в контекстах открытого диалога (с которыми были связаны другие члены группы) термин “сеть” используется аналогично, хотя и с гораздо менее развитой культурной родословной. Вместе мы делились историями о влиянии системы психического здоровья на нас самих как личностей, а также на наши взаимоотношения, наших коллег, родственников, знакомых, партнеров, детей, родителей и других близких людей.
Второй участник группы также решил отойти от процесса по другим причинам, оставаясь на связи с проектной группой. Человек из числа первых наций, он говорил о неразрывности отдельных лиц и сообществ первых наций, объясняя, что нет смысла реагировать на отдельных лиц из числа первых наций в отрыве от их сообщества. Отказавшись от участия в проекте, он выразил серьезную обеспокоенность по поводу вреда, который понесли народы Первых наций в результате колонизации, и утверждал, что подходы, которые мы изучали, даже не начнут устранять это колониальное наследие. Опять же, группа глубоко погрузилась в этот анализ и признает, что борьба с последствиями колонизации является постоянной и основополагающей в любом колониальном обществе поселенцев. До сих пор эти критические замечания сосуществовали с работой, и это — обязательно — постоянные коллективные разговоры.
Процесс проходил в духе руководства — мы выполняли эту работу во взаимоотношениях с нашими широкими сообществами (и были подотчетны им). Саймон взял интервью у десятков людей, обладающих соответствующим опытом, включая ученых-юристов, лидеров коренных народов, защитников прав инвалидов и людей, работающих в процессах восстановительного правосудия. Саймон передал услышанное группе для обсуждения. В результате появился отчет, подготовленный в соавторстве, Не раньше времени: правосудие и восстановление под руководством живого опыта (прекрасно иллюстрированный Лизетт Мураторе), в котором представлены наши коллективные выводы и размышления. Недавно было проведено общественное мероприятие, чтобы поделиться этой работой с сообществом VMIAC, которое инициировало проект. Теперь эта работа предлагается нашим более широким сообществам (включая читателей Mad in America) в качестве (надеюсь) полезного коллективного ресурса.
С точки зрения выводов отчета, в частности, мы предлагаем двуединый процесс: сначала организованная структура для рассказывания правды, намеренного приглашения и выслушивания историй людей о причиненном вреде, за которыми следует официальное признание этого вреда (извинение). Нам было ясно, что никакими извинениями, что не предшествовало надежной, ответственной и всеобъемлющий процесс установления истины, или что не хватило решимости неповторения, было бессмысленно и, вероятно, вызовет еще больший вред. Конкретной организационной структурой, которую мы определили как наиболее подходящую для выполнения этой работы, была (на момент написания отчета еще не созданная) Комиссия по психическому здоровью и благополучию. Однако последующие события в нашем местном контексте привели к тому, что этот путь вперед кажется менее ясным. Мы коллективно боремся со своим собственным вопросом “что дальше?”.
Другие возможности, которые мы исследовали, включали: индивидуальную компенсацию, коллективное возмещение ущерба (например, финансирование кризисных служб под руководством коллег или аналогичные альтернативы, предлагаемые сообществом) и символическое признание (например, мемориальные доски в память о местах, где был нанесен самый ужасный ущерб). Они не были отвергнуты сразу, но были сочтены более низкими (и более сложными с этической точки зрения) приоритетами. Наш отчет задуман не как какое-то заключительное слово, а как вклад в текущие коллективные обсуждения.
Мы были всего лишь небольшой группой из дюжины или около того людей на малонаселенном континенте, географически расположенном на Глобальном Юге. Большинство из нас живут и работают в стране вурунджери (традиционные хранители земли, известные при колониальном колониализме поселенцев как Мельбурн), но мы были разбросаны по нескольким штатам ”Австралии» (колониальное название поселенцев для того, что на самом деле представляет собой сотни наций). Одним из многих наследий колонизации является то, что работа, приходящая с Глобального Юга, часто сводится к минимуму жителями Глобального Севера (которые часто неявно предполагают, что передача знаний происходит исключительно из центров колониальной власти на ее периферию), но я горячо рекомендую вам прочитать эту работу. Он разработан так, чтобы его можно было легко просмотреть, потому что мы знаем, что многие из нас ограничены во времени или имеют особые потребности в доступности. Мы надеемся, что эти беседы, которые мы ведем в нашем собственном местном сообществе, посвященные признанию вреда системы охраны психического здоровья, найдут отклик в разговорах, которые другие люди ведут в своих сообществах в других местах, наполнят их ресурсами и усилят, так что вместе мы, надеюсь, сможем добиться справедливости и исправления на основе пережитого опыта (не раньше времени)!