КАК ВЫБРАТЬ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР

Моторы для надувных лодок является одной из самых важных и дорогих комплектующих. Надувная моторная лодка трудно представить без мотора, поэтому выбирать мотор для лодки ПВХ следует тщательно, обдуманно и часто с помощью советов специалистов в этой сфере. Разные моторы имеют свои преимущества и недостатки. Спорить, какой мотор лучше, не имеет смысла, достаточно просто увидеть, чем они отличаются, и узнать их плюсы и минусы.

Виды лодочных двигателей

Моторы для лодок можно разделить на два больших вида: электрические и бензиновые (двигатели внутреннего сгорания). Бензиновые моторы, в свою очередь, бывают двухтактными или четырехтактными, одноциліндровими или двоциліндровими, карбюраторными или инжекторными.

Двухтактный бензиновый мотор

Это относительно недорогие моторы, их масса невелика по сравнению с четырехтактными. Максимальная скорость и динамика разгона лучше в двухтактных лодочных моторов. Принято считать, что в плане экологичности двухтактные моторы имеют более грязный выхлоп – наверное, все помнят масляные пятна на воде после прохода моторной лодки. Это объясняется тем, что в качестве топлива двухтактный двигатель использует смесь бензина с маслом, а так как смазка чаще всего сгорает не полностью, то продукты такого неполного сгорания выбрасываются через выхлоп в воду. Однако, в наши дни некоторые брендовые производители лодочных моторов значительно снизили вредность выбросов своих двухтактных моторов и вплотную приблизились к понятию “чистый выхлоп”. Кстати, продажа лодочных моторов доступна на страницах нашего специализированного сайта.

В плане эксплуатации и хранения двухтактный мотор более удобный, потому что его можно наклонять и переворачивать, не опасаясь попадания масла из картера в двигатель, как это может произойти в четырехтактного двигателя.

Двухтактный двигатель для лодки подойдет рыбакам и любителям водных походов, которые за сезон отрабатывают небольшое количество моточасов, порядка 30-50.

Преимущества двухтактного мотора:

  • цена;
  • ремонтопригодность;
  • скорость и динамика;
  • масса.

Недостатки двухтактного мотора:

  • расходы топлива;
  • экологичность;
  • уровень шума.

Четырехтактный бензиновый мотор


Такой мотор заметно дороже двухтактного. Четырехтактные моторы работают тише двухтактных, но это заметно только на малых и средних оборотах. Четырехтактные моторы имеют минимальную вибрацию. Конструктивно четырехтактный двигатель сложнее от двухтактного, он состоит из большего количества деталей, обслуживать его сложнее и дороже. Принято считать, что четырехтактные двигатели имеют больший ресурс, потому что у них раздельная система использования масла и топлива, что уменьшает трение и продлевает ресурс узлов и агрегатов, но за последние годы оптимизация привела к тому, что массовые двухтактные лодочные моторы по ресурсу не уступают четырехтактным.

Такие лодочные моторы больше подойдут для частого и длительного использования за сезон, для профессиональных целей.

Преимущества четырехтактного мотора:

  • экономичность;
  • экологичность;
  • уровень шума;
  • моторесурс.

Недостатки четырехтактного мотора:

  • цена;
  • масса;
  • динамика разгона и скорость;
  • ремонтопригодность;
  • неудобство хранения и переноски.

Электрический мотор

Принципиально отличается от бензиновых моторов, питание осуществляется от аккумулятора, имеет очень тихий ход, имеет небольшую массу и габариты, прост в эксплуатации и абсолютно экологичен. Скорость таких моторов пока существенно ниже, чем у лодочных двигателей внутреннего сгорания и составляет около 8-10 км/час. Мощность – до 10 к.сек. Запас хода ограничен емкостью аккумулятора, обычно электромотор способен проработать от 2 до 16 часов от одного полного заряда аккумулятора, зависит, конечно, еще и от стиля езды. С собой на борту полезно иметь запасные аккумуляторы и зарядное устройство, хоть и тяжело вдали от цивилизации найти электрическую розетку или генератор для подзарядки.

Электрический мотор подходит для небольших рыбацких лодок, каяков. Бесшумность перемещения является большим преимуществом на рыбалке. В этом случае ваш отдых на воде станет почти идеальным.

Тип лодочного мотора

Лодочные бензиновые моторы бывают двух типов – карбюраторные и инжекторные.

Карбюраторный тип моторов

Несколько устаревшая система, где карбюратор смешивает жидкое топливо с воздухом в оптимальной пропорции для приготовления горючей смеси. Возможна ручная регулировка карбюратора. Расход бензина в таких двигателях немного выше, чем у инжекторных. Такие моторы стоят дешевле, они менее экологичны.

Инжекторный тип моторов

Более совершенная система впрыска топлива непосредственно в цилиндр или впускного коллектора; такие моторы отличаются меньшим расходом топлива, стоят дороже, их разгон более уверенный, управления ими комфортнее. Выхлоп не такой токсичный.

Запуск двигателя для лодки

Есть несколько способов запуска двигателя внутреннего сгорания для лодки:

  • Ручной запуск лодочного двигателя – когда вал мотора проворачивается вручную с помощью барабана с намотанным на него шнуром. Требует приложения усилий, но отличается надежностью из-за своей простоты.
  • Электрический запуск лодочного двигателя – вал двигателя проворачивается специальным электромотором (стартером), который питается от своего аккумулятора. Включается поворотом ключа.
  • Смешанный (ручной и электрический) запуск лодочного двигателя – это совмещенная система запуска двигателя, где основная система – электрическая, а в случае выхода ее из строя используется ручная система старта – в качестве аварийной.

Мотор для лодки: на что стоит ориентироваться при выборе

При выборе мотора для надувной лодки, в первую очередь, нужно руководствоваться технической документацией от производителя плавсредства – каждая лодка рассчитана на использование мотора определенной мощности (power limit), это зависит от размеров и массы лодки, формы ее корпуса и транца.

Например, легкие гребные лодки с навесным транцем (серия “Стандарт”) разработаны с учетом использования на них моторов с мощностью 2,5 к.сек. (1,8 кВт) до 3,5 к.сек. (2,6 кВт).

Моторные лодки со стационарным транцем в зависимости от модели позволяют применять моторы от 3,5 к.сек. (2,6 кВт) до 12 к.сек. (8,8 кВт). Для более продвинутых серий надувных моторных лодок (серии “Лайт”, “Профи”) обычно отдают предпочтение моторам с мощностью от 5 к.сек. (3,7 кВт) до 20 к.сек. (14,7 кВт). На топовые модели лодок (серии “SL”, “XL”) ставят наиболее мощные моторы до 35 к.сек. (25,8 кВт).

Электромоторы обычно выбирают для небольших лодок, где не критична скорость, но важна тишина перемещения и экологичность. В этом случае также следует учесть возможность замены или подзарядки аккумуляторов, и как следствие, планировать продолжительность водного похода.

Советы по использованию моторов в походе или на рыбалке

1. Для электромоторов:

Имейте на борту зарядное устройство и комплект запасных аккумуляторов в специальных водонепроницаемых футлярах

2. Для ДВС:

  • Если у вас новый двигатель, то для обеспечения максимально длительного срока службы его нужно обкатать, выполняя специальные алгоритмы и инструкции производителя.
  • В случае двухтактного мотора заранее (за пару дней) готовьте топливо (смесь бензина с маслом), тщательно соблюдая пропорции.
  • Имейте на борту запас свечей для замены.

Управление двигателем. Двигатель для лодки руководствуется или специальным рычагом – румпелем, закрепленным непосредственно на двигателе, когда руководитель сидит на корме, или дистанционно, когда руководитель находится в носовой части лодки. Дистанционная система управления применяется, когда длина лодки превышает 3,5 метра. Такая система управления предоставляет руководителю лучший обзор и более комфортная.