6 Мероприятий по развитию фонологической и фонематической осведомленности у детей

Как клиницисты и профессионалы, занимающиеся оказанием помощи людям, которые борются с различными нарушениями речи, обучения и другими нарушениями развития, у вас никогда не будет слишком много ресурсов для родителей и опекунов, чтобы помочь их детям развить нормальные навыки в этих областях. И для многих родителей обеспечение того, чтобы их дети не испытывали трудностей с чтением, имеет первостепенное значение, особенно по мере того, как они приближаются к школьному возрасту.

Хорошо известно, что детям, не обладающим надлежащими навыками для успешного обучения чтению, часто бывает трудно хорошо успевать в школе и не отставать от своих сверстников. В своей статье “Каковы признаки того, что вашему ребенку будет трудно научиться читать” Кэтлин Т. Уильямс, доктор философии, NCSP, подробно описывает навыки, необходимые для успешного чтения, на основе исследований Национальной комиссии по ранней грамотности (NELP). Эти навыки следующие:

Знание алфавита
Фонологическая осведомленность
Устная речь
В этой статье мы сосредоточимся на важности фонологической осведомленности для подготовки ребенка к успешному чтению. Доктор Уильямс определяет фонологическую осведомленность как “осознанность звуковых структур языка”. Другими словами, может ли ребенок различать различные звуки и слоги в данном слове или распознавать схемы рифм в словах (например, «летучая мышь» и «кошка»)? Это не обязательно визуальный навык, но без понимания различных звуков, из которых состоят слова, им будет трудно установить связь со словами на странице. По мере развития дети также должны уметь понимать сегментацию предложения (что предложение состоит из нескольких слов) и слоги.

Существуют различные уровни фонологической осведомленности, наивысшим из которых является фонематическая осведомленность. Когда ребенок достигает этой стадии, он способен идентифицировать каждую фонему или звук речи в слове. Например, ребенок должен уметь распознавать, что слово “взгляд» состоит из трех отдельных фонем — звуков, которые издают “л”, “оо” и “к”. Как только ребенок достигнет такого уровня фонологической осведомленности, он будет гораздо лучше подготовлен к тому, чтобы понимать смысл написанных на странице слов и правильно их произносить.

Мероприятия по развитию фонологической осведомленности

Доктор Уильямс рекомендует эти простые и недорогие занятия, которые вы можете выполнять сами или которым можете научить родителей, чтобы помочь детям развить эту осведомленность. К ним относятся:

Пойте ребенку рифмованные песенки, такие как “Паучок Итси, Битси”, или читайте книги с рифмами (большинство книг доктора Сьюза отлично подходят для этого).
Подбирайте картинки со словами, которые рифмуются
Практикуйтесь в сегментации предложений, нанизывая бусинки на нитку для каждого произносимого в предложении слова
Потренируйтесь в сегментации слогов, попросив ребенка хлопать в ладоши по каждому слогу в общеупотребительных словах или именах членов семьи и друзей
Создайте карточки с началами и окончаниями слов и попросите ребенка сопоставить несколько начал с одинаковым окончанием (например, ”c“, ”b“ и ”h“ с ”at»), чтобы продемонстрировать, как несколько слов могут иметь одинаковое начало или окончание
Тренируйте фонематическое восприятие, используя игрушечный поезд — вагончик с двигателем — это первый звук слова, следующий вагончик или вагончики могут быть для различных звуков в середине, а вагончик может быть последним звуком
Любое из этих мероприятий можно выполнять прямо в вашем офисе или дома у ребенка, которого вы лечите, и их можно модифицировать в соответствии с имеющимися у вас ресурсами.

Оценка фонологической осведомленности

Если вы работаете с ребенком, у которого, по вашему мнению, могут быть трудности с фонологической осведомленностью, лучше всего использовать надежную оценку, такую как шкала осведомленности в области фонологии и печати (PPA Scale). Это клиническое обследование оценивает ранние навыки грамотности у детей в возрасте от трех с половиной до восьми лет и позволяет клиницистам продолжать оценивать развитие этих навыков по мере роста ребенка. В нем есть шесть заданий, которые измеряют рифмовку, знание печатных текстов, начальное и конечное соответствие звуков, соответствие звуковых символов и фонематическую осведомленность. Это короткое средство (10-15 минут), которое врач назначает ребенку индивидуально. Результаты оценки по шкале PPA помогут вам определить области лечения, необходимые конкретному ребенку.