Современная молодежь, как правило, не уважает старые советские фильмы, называя их скучными из-за отсутствия спецэффектов и компьютерной графики. Но старшее поколение понимает, что весь советский кинематограф — это отражение целой эпохи с ее уникальным юмором, проблемами и переживаниями. Несмотря на строгую цензуру, в советских фильмах полно и ярко показана атмосфера СССР, жизненные реалии простых и не очень людей.
Советское кино — это то, что стоит смотреть каждому из нас, раз за разом открывая для себя что -то новое в фильмах таких режиссеров, как Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Алла Сурикова, Игорь Масленников, Андрей Тарковский и другие. Все картины интересные, поучительные и серьезные, иногда заставляют и смеяться до слез.
Не зря советское кино «растащили» на цитаты, которые мы часто вставляем в повседневные разговоры: «Руссо туристо, облико морале. Ферштейн? «- «Бриллиантовая рука»; «А у нас управдом — друг человека!», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Огласите весь список, пожалуйста» — «Операция Ы.
И все эти выражения, ставшие афоризмами, — лишь малая часть удивительного, неповторимого мира советского кино.
Фильмы о войне
Десятка лучших советских фильмов — список которых составлен на основе рейтингов популярных кінопорталів и голосование пользователей, с небольшой справкой по каждой картине.
«Андрей Рублев», 1966 Режиссер: Андрей Тарковский, сценарий Андрея Кончаловского.
Это эпическая история, состоящая из восьми новелл показывает жизнь средневековой Руси изнутри, глазами самого известного художника-иконописца Андрея Рублева. Картина получила множество российских и зарубежных наград и стала настоящим переворотом в кинематографе, впервые показав духовную сторону Руси XV века. В фильме есть сцены жестокости по отношению к животным (например, корову сожгли заживо). Это вызвало неоднозначную реакцию зрителей и повлияло на задержку премьеры полной версии фильма — его показали только в 1987 году. Однако, как отмечают критики, такие кадры были нужны для того, чтобы зритель осознал бессмысленность жестокости и насилия.
«Белое солнце пустыни», 1969 год
Режиссер: Владимир Мотыль. Действие фильма происходит в 20-е годы прошлого века и рассказывает нам историю товарища Сухова, который помогал спасать бандиту Абдулле женщин из его гарема. Сначала жанровая принадлежность картины толковалась как «вестерн», но критики окрестили ее «историко-революционным фильмом». Фактически, такой жанр присущ только советском кино, и возник он именно в советском кинематографе. Культовым «Белое солнце пустыни» сделал уникальный авторский стиль — например, использование чтения писем Верещагина своей жене, столкновение двух разных культур — восточной и российской — на фоне боевика с перестрелками и погонями.
«А зори здесь тихие …», 1972 год
Режиссер: Станислав Ростоцкий. Драма, снятая по одноименной повести Бориса Васильева, рассказывает о событиях Великой Отечественной Войны в 1942 году в Карелии. Это один из лучших советских фильмов, наиболее ярко показывает характер выстояла в страшной войне русского народа. Во второй серии «Бой местного значения» выделяется то, что все события картины происходят в тылу и является лишь малой частью большой войны. «Мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать» — режиссер о эпизод в бане.
«Летят журавли», 1957
Режиссер: Михаил Калатозов. Фильм получил Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах в 1958 году.
Действие происходит в Москве, до Великой отечественной войны и во время нее. В военной драме рассказывается история Вероники и Бориса, которых разлучила война. Символични стаи журавлей — кроме названия фильма полет птиц связывает начало и концовку картины как знак надежды, любви и мира. Они появляются в первые минуты фильма, когда Борис и Вероника встречают рассвет на Красной площади, влюбленные и счастливые, а через несколько часов начинается война. В конце фильма журавлиный клин летит над Москвой, когда слышна речь о горечи потерь, и цель народа — никогда больше не допустить такой страшной, смертной войны.
«Семнадцать мгновений весны», 1973
Режиссер: Татьяна Лиознова. 12-серийный фильм повествует о событиях 1945 году, перед капитуляцией Германии. Имена героев «Штирлиц», «Мюллер» уже давно стали общими; цитаты из фильма давно передаются из уст в уста. Музыку к картине написал композитор Микаэл Таривердиев, а тексты песен — Роберт Рождественский.
«Сорок первый», 1956
Режиссер: Григорий Чухрай. Получил премию Каннского кинофестиваля в 1957 году. Фильм повествует о том, как реалии Гражданской войны меняют людей и ломают их судьбы. Критики назвали этот историко-революционный фильм «жемчужиной советского кинематографа».
«В бой идут одни старики», 1973
Режиссер: Леонид Быков. Картина рассказывает о быте пилотов истребителей во времена Великой Отечественной войны. Героям фильма, летчикам Титаренко и Макарыч, в Киеве и Харькове были поставлены памятники. Сначала фильм был черно-белым, но недавно (в 2009 году) его «раскрасили».
Лучшие комедии 2013 года. Узнайте, какие фильмы вошли в ТОП-10, из нашей статьи.ТОП-10 самых длинных сериалов в мире? Огласите весь список, пожалуйста. «Они сражались за Родину», 1976
Режиссер: Сергей Бондарчук. Снят по роману Михаила Шолохова, получил несколько наград. Освещает события июля 1942 близ Сталинграда. Отступающих армию составляли простые люди, простой народ, который по воле судьбы попал в реальность войны. В этом фильме изображена война с ее страшной многоликостью и беспощадностью, что выходит за рамки героизм обычных солдат, продиктован совершенно другой идеологией — важная победа, важная сохранения Родины, а не жизни каждого конкретного человека.
«Офицеры», 1971
Режиссер: Владимир Роговой Во время просмотра фильма, мы следим за историей семьи и верных друзей с начала 20-х годов по 60-е годы прошлого века: как они прошли через гражданскую и Великую Отечественную войны, как устраивали свой быт в мирное время. Фактически, это история нашей страны, войны, на примере одной маленькой ее частички — офицерской семьи. В 2011 году фильм колоризованной.
«Баллада о солдате», 1959
Режиссер: Григорий Чухрай. История молодого советского солдата Алеши Скворцова, которого ненадолго отпустили домой с войны, завоевала сердца зрителей по всему миру. Этот фильм — лидер по количеству зарубежных премий, он получил 101 награду.
В нем нет никакого героического пафоса, скорее он добрый, человечный.
Лучшие советские фильмы о любви: список мелодрам
Множество замечательных мелодрам и любовных комедий было снято советскими культовыми режиссерами. Где-сентиментальны и берут за душу, где-то очень смешные — все эти истории объединены поучительностью, наглядностью и живостью характеров персонажей эпохи, потрясающим мастерством актерской игры.
«Москва слезам не верит «, 1979 год (Владимир Меньшов)
История трех девушек из провинции о том, как они завоевывали Белокаменную, устраивая свою жизнь. Три девушки, три разных характера, три разные судьбы. Удостоена премии «Оскар» в 1981 году, что стало полной неожиданностью для его создателей, так как изначально фильм получил не очень хорошие отзывы и не задумывался как «кассовый».
«Любовь и голуби», 1984 год (Владимир Меньшов)
Вроде бы, печальная история семьи Кузякиных, но заставляет смеяться до слез, живые, активные персонажи и незамысловатый сюжет — все это заставляет влюбляться в нее с каждым новым просмотром. Фактически, лента основана на реальных событиях — в Иркутской области жила такая семья: Василий и Надежда Кузякина с детьми. Там же недавно был установлен памятник героям фильма. Простая и настоящая любовная трагикомедия.
«Вокзал для двоих», 1982 год (Эльдар Рязанов)
История рассказывает о том, как по воле обстоятельств сталкиваются два человека из совершенно разных классов общества — осужденный вместо своей жены музыкант Платон ( Олег Басилашвили) и простая официантка Вера (Людмила Гурченко). Если бы он не опоздал на поезд, не потерял паспорт, а она не опоздала на последний автобус домой — никогда бы и не случилось той любви …. Фильм удостоен нескольких французских и польских кинонаград.
«Три тополя на Плющихе», 1967 год (Татьяна Лиознова)
Случайная встреча таксиста и простой деревенской женщины, приехавшей в Москву, стала для них роковой, заставив посмотреть на их жизнь под другим углом. История основана на рассказе Андрея Борщаговского.
«Служебный роман», 1977 год (Эльдар Рязанов)
Центральную сюжетную линию составляют два героя — Толя Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина. Он — старший статист, она — директор учреждения, в котором они работают. Людмила Прокофьевна одинокая, постоянно работает и совсем забыла о том, что она может быть женственной. На съемках было очень много актерской импровизации, например, сцена застолья Анатолия и Людмилы — полностью придуманная и сыгранная самыми актерами, материала было отснято намного больше, чем вошло в фильм. Кроме того, множество хороших песен и крылатых выражений мы узнали благодаря этой картине.
«Девчата», 1961 год (Юрий Чулюкин)
Молодая девчонка Тося приезжает на Урал работать поварихой. Там она знакомится с Ильей Ковригина, который поспорил с друзьями, что она в него влюбится. Тося узнала о споре и рассталась с Ильей, а он понял, что заигрался и по-настоящему влюбился в Тосьці … Актрису Надежду Румянцеву после этого фильма стали называть «Чаплином в юбке», а фильм получил несколько кинопремий.
«Алые паруса «, 1961 год (Александр Птушко)
Советская экранизация повести Александра Грина — красивой и немного грустной истории странной девушки Ассоль, которая все ждала корабль с алыми парусами, несмотря на насмешки других людей. Съемки проходили в Крыму, на берегу Черного моря. Роль Ассоль исполнила 16-летняя Александра Вертинская — это была ее первая роль в кино.
«Пять вечеров», 1978 год (Никита Михалков)
Пять вечеров длилась встреча Александра Петровича и Тамары Васильевны, его давней возлюбленной … В фильме царит дух коммуналок середины 50-х годов — его практически целиком Михалков снимал в квартирах.
«Маленькая Вера», 1988 год (Василий Пичул)
Этот фильм «подложил секс-бомбу под советское кино» — в кадре впервые в Советском Союзе показали откровенную постельную сцену. Ранее такое было недопустимо, такая тематика считалась запретной, но после «Маленькой Веры» все чаще стали снимать кино, которое освещает проблемы проституции, преступности и насилия.
«Жестокий романс», 1984 год (Эльдар Рязанов)
Картину снимали на основе пьесы. Н. Островского «Бесприданница». В ней получила дебютную роль Лариса Гузеева.
10 лучших советских фильмов-комедий: список
Вообще, советский кинематограф сложно делить на чистые жанры, так как даже военная тематика не исключает комедийную линию сюжета. Однако среди прочих можно выделить десять лучших советских комедий, которые можно пересматривать раз за разом:
- Операция «Ы» и другие приключения Шурика.
- Кавказская пленница.
- Иван Васильевич меняет профессию.
- Здравствуйте, я ваша тетя.
- 12 стульев.
- Джентельмены удачи.
- Бриллиантовая рука.
- Ирония судьбы, или с легким паром.
- Укротительница тигров.
- Полосатый рейс.
Игра талантливых советских актеров, высмеивание коммунизма, в бытность прошлой эпохи, искрометный юмор — все это объединяет советские комедии. Благодаря строгой цензуре СССР, эти добрые, светлые фильмы не испорчены пошлым юмором. Практически полностью сценарии советских комедий разошлись в народе за цитаты, а имена персонажей становились общими (Семен Семенович, Шурик, Доцент и т. д.). Уникальным можно назвать и музыкальное оформление — много песен из советских комедий стали для нас застольными.
Лучшие советские фильмы для детей: список из 10 добрых сказок
Нельзя оставить без внимания детские поучительные сказки и фильмы советских времен. Красочные, интересные истории о былинных героев и злодеев пересматривают и взрослые, а что уж говорить о детях?
- «Морозко», 1964 год.
- «Золушка», 1947 .
- «Руслан и Людмила», 1972 год.
- «Садко», 1952 год.
- «Сказке о царе Салтане», 1967 год.
- «Каменный цветок», 1946 год.
- «Приключения Буратино», 1975 год.
- «Королевство кривых зеркал», 1963 год.
- «Мэри Поппинс, до свидания», 1983 год.
- «Двенадцать месяцев», 1972г
Герои русских народных сказок, которые перешли на экраны телевизоров в исполнении прекрасных актеров, до сих пор завораживают даже самых искушенных современных зрителей. Так, Баба Яга, Леший, Кащей Бессмертный в исполнении Георгия Міллярабесподобни. Несмотря на возможности современных приемов съемки, и сама советская Баба Яга все равно остается самым колоритным и ярким ее воплощением на экране.
Из лучших советских фильмов список можно составлять бесконечно, если в запасе есть лишняя пара сотен страниц. Множество фильмов о войне, о любви, комедий, детских историй, снятых великими режиссерами — это наследство, оставленное нам советским кинематографом, которое нам нужно знать и бережно хранить.