Комфорт как причина уныния

– Одна из причин уныния в том, что человек не получает желаемого. А у нас ведь много «хотелок», которые подчас трудно осуществить. Хочется всё и сразу, это не удается, вот люди и впадают в уныние и начинают поиск комфорта. На ваш взгляд, что такое комфорт?

– У В. Даля слово «комфорт» объясняется как внешняя и внутренняя устроенность, красота, уют. Утешение. Поиск относительно спокойного внутреннего состояния, внутренней гармонии, радости – вот что такое комфорт. Поэтому не совсем верно говорят, что комфорт, комфортные методы не нужны христианину. К комфорту стремиться можно и нужно. Устроенный быт и уют – это нормальное состояние. И христианину не зазорно стремиться к этому. Я хотел бы сейчас вспомнить об одной ситуации из жизни отца Иоанна (Крестьянкина).
Так вот ситуация, которая меня потрясла. Отец Иоанн сидит в лагере, и там у него в какое-то время появляется отдельная комнатка, и батюшка просит прислать скатерть, бумагу, просит прислать рассаду цветов, потому что он умудрился сделать палисадничек перед своей крохотной каптеркой. А на Новый год просит прислать ему маленькие игрушки и мишуру для елки. Я был просто потрясен! Человек сидит в лагере, о котором говорил: «Я пережил такое, что больше никогда я так не молился, как в лагере, потому что я был на грани жизни и смерти почти все пять лет». И вот на грани жизни и смерти он заботится о комфорте, об уюте в этой маленькой комнатке, где какие-то лагерные инструменты хранились. Почему? Потому что для человека важен уют, комфорт и порядок. Ведь что такое космос? Космос – это красота, это порядок. Нам алгоритм нашей жизни задал Сам Господь, у нас все красиво в природе до чрезвычайности и нет ни одного существа, похожего на другое. Посмотрите на бабочек! А море?! А горы?! Потрясающе!
А в храмах как у нас?! У нас в храмах тоже комфорт, потому что уют и порядок. Я, когда хожу освящать квартиры, причащать, соборовать, на требы или просто к своим близким людям, если замечаю некомфорт и беспорядок, неуют, делаю замечание, потому что квартира, дом, наша внешняя обстановка должны быть отображением и продолжением храма. Мы же в храме нигде не видим грязные подсвечники, раскиданные рушники, валяющиеся свечи или мусор накиданный, не видим такого, чтобы священник вышел, а на нем фелонь набок, митра скособочена, какие-то заплаты, нестиранный подрясник, весь в каких-то пятнах, обувь нечищеная. В храме ничего такого нет. Значит, в храме комфорт. Потому я и сказал, что слово «комфорт» связано со словами «утешение», «порядок», «уют», «гармония». Поэтому и мы должны транслировать храм в своей повседневной жизни. Это совершенно нормально.
– Но для многих комфорт – это именно поиск внешних благ, поиск хорошей, устроенной жизни.
– Стоп! Это как раз уже об излишестве. У греков был замечательный девиз: ничего сверх. У Достоевского есть потрясающее и очень страшное наблюдение о повседневной жизни. Он говорит: «Дай человеку необходимое – и он захочет роскошного; дай человеку роскошного – он захочет изысканного; дай человеку изысканное – он возжелает извращенного». О, какая цепочка! Человек не может желать ничего сверх. Все необходимое – это обычный дом, но не тысячи квадратных метров; нужная одежда, но не так, чтобы всего по 10 штук; машина, но не с наворотами; обед, но не из 10 блюд. Потому что если везде излишек, то это заканчивается стертыми суставами, давлением, сердцебиением, тахикардией и т.д. и т.п. Все красит мера. Ничего сверх. Уют, быт, благоустроенность должны быть, но необходимые, а не изысканные, роскошные, а потом и извращенные. Если ты не остановишься, то дойдешь в конце концов до этого: золотые унитазы, фонтаны с шампанским, на «Гелендвагене» по бордюрам и по детским площадкам три часа гонять… Для чего? Такие люди уже переступили через определенные пороги.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Читать далее →

Яндекс.Метрика