Каждый человек, который изменил место постоянного или временного проживания, обязан зарегистрироваться по новому месту жительства.
Существует два вида регистрации: «По месту жительства», то есть постоянная и по месту пребывания» — временная. Вид регистрации зависит от того, постоянно или временно человек проживает в жилом помещении. Если гражданин намерен проживать в занимаемом помещении постоянно, то он обязан зарегистрироваться по месту проживания, если временно — то по месту пребывания. Таким образом, регистрация по месту жительства является бессрочной, а по месту пребывания оформляется на срок временного проживания (пребывания). Срок пребывания определяет сам гражданин, и именно на этот срок он и должен зарегистрироваться по месту пребывания.
Регистрация граждан Российской Федерации уведомительная (характер и срок своего проживания определяет сам гражданин), а иностранцев и лиц без гражданства — разрешительная. Исходные документы оформляются должностным лицом жилищно-эксплуатационной организации, на балансе которой находится занимаемое жилье, а затем предоставляются в паспортную службу милиции, которая и выдает документ о регистрации.
Порядок оформления регистрации
Порядок оформления регистрации по месту жительства Следующего. Место жительства у человека может быть только одно, и поэтому регистрация такого вида оформляется только в месте постоянного или преимущественного проживания (по одному адресу), регистрации по месту жительства в двух разных местах быть не может.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к сотруднику жилищно-эксплуатационной организации, которая оформляет документы fms-reg.com для регистрации, с заявлением о регистрации по месту жительства. Это заявление специальной формы (форма № 6) и выдается оно самым должностным лицом, которое занимается регистрацией.
Для получения формы № 6 необходимо подать такие документы:
— паспорт, а в случае его отсутствия — другой документ, удостоверяющий личность,
— документ, который является основанием для вселения в жилое помещение,
— квитанцию Сбербанка об оплате госпошлины за оформление регистрации (размер госпошлины символический).
Представлять другие документы по закону не нужно, но иногда просят представить письменное согласие на регистрацию от всех проживающих в данной квартире.
Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для регистрации, является:
— паспорт гражданина Российской Федерации;
— паспорт гражданина СССР (действителен до 31 декабря 2003 года);
— свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста);
— заграничный паспорт (для россиян, которые постоянно проживают за границей);
Документом об основаниях вселения, признается любой из следующих документов: ордер, договор (найма, поднайма, дарения и др.), Свидетельство о праве собственности или о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования им, заявление лица, предоставившего гражданину жилье для проживания, или иной документ. Для оформления регистрации можно представить и копию любого из этих документов, заверенную нотариально, должностным лицом жилищно-эксплуатационной организации или соответствующего органа власти (учреждения, предприятия, организации), выдавшей оригинал документа.
Если жилищно-эксплуатационная организация отсутствует (например, частный дом или квартира в деревенском доме) и жилое помещение принадлежит проживающим на праве собственности, то собственники жилья могут подать документы непосредственно начальнику паспортной службы милиции.
Регистрация оформляется в трехдневный срок со дня поступления документов в паспортной службы милиции (на практике почти всегда — в день поступления). О регистрации по месту жительства ставится штамп в паспорте.
Снятие с регистрационного учета по месту жительства осуществляется начальником паспортного отдела милиции.
При изменении места жительства гражданин сначала регистрируется по новому месту жительства и только затем снимается с регистрационного учета по старому. Происходит это без участия гражданина, все делает начальник паспортной службы милиции.
Но это почти нигде не соблюдается и на практике существует другой порядок. Граждан просят сначала выписаться со старого места жительства и только после этого регистрируют по новому. Очевидно, чтобы не утомлять себя работой, которую человек может сделать и сам. В этом случае снятие с регистрационного учета по старому месту жительства осуществляется по заявлению гражданина, и еще ему необходимо получить адресный листок убытия для регистрации по новому месту жительства.
Отдельную группу оснований для снятия с регистрационного учета по месту жительства составляют обстоятельства, установленные решением (приговором) суда. К ним относятся: осуждение к лишению свободы, признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением или его выселении, признании безвестно отсутствующим. В этих случаях выписка производится при предъявлении заинтересованным лицом решения (приговора) суда. Умерших выписывают на основании свидетельства о смерти, выданного Загсом.
Предусмотрена законом и выписка граждан, которые представили для регистрации не соответствуют действительности сведения или документы, либо выявления неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса ее оформления. Это делается также на основании вступившего в законную силу решения суда.
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Порядок оформления регистрации по месту пребывания аналогичен регистрации по месту жительства. Различия лишь в том, что для регистрации по месту пребывания оплачивать госпошлину не нужно (но это правило часто нарушается) и заполняется заявление формы № 1.
Как уже отмечалось выше, скок своего пребывания определяет сам гражданин. Именно на этот срок он и должен быть зарегистрирован.
Гражданин считается снятым с регистрационного учета по месту пребывания после окончания срока пребывания, указанного в его заявлении о регистрации (то есть автоматически).
Лица, ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца, для регистрации по месту пребывания, дополнительно предоставляют направление на временное поселение, выданное подразделением Федеральной миграционной службы.