Почему оказалась не нужной самая дорогостоящая железная дорога в СССР?

В Советском Союзе было много загадочных и интересных объектов, об истинном назначении которых долго не говорили. Некоторые из них вызывают вопросы и удивление и сегодня. Одним из таких строительных объектов является ЖД магистраль Салехард-Игарка, которая так и не была окончательно достроена.

Как все начиналось?


Нельзя сказать, что идея, предполагающая строительство ЖД путей с перспективой последующего выхода непосредственно к Берингову проливу, а также возможного сообщения с Аляской, была чем-то новым. Она возникла еще, когда у власти был Александр II.
В период конца девятнадцатого-начала двадцатого столетия появилось много идей и проектов, которые имели отношение к строительству ЖД путей в Приполярье. Под конец ВОВ Арктическим НИИ была обоснована необходимость постройки ряда стратегических и очень важных для государства объектов.

22.04.1947 г. был подписан соответствующий документ. Согласно ему, предполагалось начало строительства морского порта. Местом его возведения должен был стать Каменный мыс на Обской губе. В планах было и подведение к нему ЖД путей от Воркуты, точнее от Печорской магистрали. Ближе к концу 48-го года прошлого века открыли движение рабочих поездов на ЖД участке Чум-Лабытнанги. 

В активный период строительства стало понятно, что территория Обской губы абсолютно не подходит для оборудования здесь порта. Причина – мелководье. В связи с чем Совмином СССР 29.01.1949 г. было подписано следующее Постановление о том, что на Ямале строительство ликвидируется, а порт с другими объектами переносится в Игарку, в связи с чем необходима дорога Салехард-Игарка. Продолжительность ее со всеми переправами через реки должна была составить 1263 километра.

Строительство «Мертвой дороги»


Предполагалось, что строительные работы будут проводиться по облегченной технической схеме. Нельзя сказать, что дорога была качественной. Сказывались и климат, и особенности строительства, и расходные материалы. Даже вагоны были не лучшего качества. Они, как и рельсы, оставляли желать лучшего. Кстати, о рельсах: строили из того, что было. Некоторые из них были выпущены еще тридцатых годах, а то и в дореволюционное время. Насыпь тоже была всего до двух метров в высоту. Все это привело к тому, что железнодорожный путь требовал регулярного обслуживания.

Как бы там ни было, но магистраль частично была сооружена и даже функционировала вплоть до самой смерти Сталина. После его кончины стройку законсервировали, а со временем и вовсе закрыли. Посчитали, что расходы себя не оправдывают и, возможно, так оно и было. За время строительства было потрачено более 40 миллиардов рублей — сумма невероятная для того периода. 

На месте строительства осталось все оборудование, паровозы, вагоны. Их просто было не выгодно вывозить. Проще и дешевле, как оказалось, оставить их там. Сегодня этот участок полностью заброшен и разрушен. Посещают его разве что туристы да охотники за металлоломом. Но и для последних он представляет все меньший интерес.
Читать далее →

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика