Рейд «Комета»: как СССР в 1940 году использовал Северный морской путь для помощи немцам

Рейд «Комета»: как СССР в 1940 году использовал Северный морской путь для помощи немцам

Англию и Францию часто обвиняют в том, что они после нападения фашистской Германии на Польшу несколько месяцев вели «странную войну» на Западном фронте. Однако Советский Союз в 1939-1941 годах соблюдал не менее «странный» нейтралитет, доходя порой до прямого оказания военной помощи Германии. Одним из таких эпизодов стал проход немецкого крейсера-«оборотня» «Комет» в 1940 году вдоль полярного побережья СССР.

«Комета» вне закона

Флотилиям Кригсмарине трудно было противостоять владычеству Туманного Альбиона в европейских водах. Однако Великобритания сильно зависела от морских поставок продовольствия из колоний. Поэтому гросс-адмирал Эрих Редер сделал ставку на рейдерскую войну – блокирование кораблей британского торгового флота в портах по всему миру.

Добраться из Германии в Тихий океан можно было по Северному морскому пути, контролировавшемуся Советским Союзом. Переговоры между Москвой и Берлином на сей счёт начались в феврале 1940 года. Сначала немцы хотели провести 26 кораблей, потом, ввиду неуступчивости русских, снизили количество до 10 и даже до трёх судов. В итоге удалось договориться о проходе одного рейдера, причём в условиях строжайшей секретности.

Вспомогательный крейсер «Комет» (кодовое название Schiff 45) плавал под видом гражданского судна «Эмс», каковым он был до переоборудования. На самом деле мирный сухогруз превратился в грозного морского «хищника». Его вооружение состояло из 7 артиллерийских орудий (преимущественно калибра 150 мм), а также зениток 37 мм и 20 мм. Пушки были скрыты в трюмах с помощью откидных люков и щитов. На воде «Комет» мог защитить себя 24 торпедами и 400 якорными гальваноударными минами. Для совершения разведывательных полётов на борту корабля размещался гидросамолет Arado Ar 196 А-1, укрытый в ангаре. Экипажем из 270 моряков командовал капитан-цур-зее (капитан 1-го ранга) Роберт Эйссен. В Белом море ему приходилось воевать ещё в Первую мировую войну.

Операция «Фалль Грюн» («зелёный случай») началась 3 июля 1940 года, когда «Комет» вышел из порта Готтенхафен (Гдыня). Рейдер прошёл через Зунд, а 9 июля, после остановки в норвежском Бергене, устремился в советские воды. По одной из версий, уже 15 июля «Комет» бросил якорь у острова Колгуев. Но сопровождающие советские суда ещё только стягивались, и в течение следующего месяца «Комет» оставался в Баренцевом море.

В тени ледоколов

14 августа капитан Эйссен привёл рейдер к проливу Маточкин Шар, разделяющему острова архипелага Новая Земля. Здесь на борт «Комета» поднялся капитан Дмитрий Сергиевский, представлявший лоцманскую группу по проводке судна.

Помощь «Комету» последовательно оказывали советские ледоколы «Ленин», «Сталин» и «Лазарь Каганович». На некотором расстоянии за судном следовала подводная лодка Щ-423. По приказу Сталина проводку обеспечивал начальник Главсевморпути полярник Иван Папанин. «Экспедицию особого назначения» курировало Главное транспортное управление НКВД СССР. Согласно отчётности, истинное военное предназначение «Комета» не было секретом для чекистов. Возможно, им даже была дана сверху установка «понервировать» немцев. Ледоколы приходили с опозданием, договорённости нарушались, из-за чего Эйссен называл происходящее «советским балаганом».

В части обеспечения секретности немцы свою часть соглашения выполняли тщательно. Ещё у берегов Норвегии «Комет» поднял красный флаг. Маскируясь под советское судно, корабль-«оборотень» шёл под названиями «Семён Дежнев», «Дунай» и «Донау». Для «работы» в Тихом океане у капитана имелся комплект документов корабля «Токио-Мару». «Комет» с лёгкостью менял не только имя, но и силуэт – для этого использовались маскировочные борта, «лишние» дымовые трубы и другие средства, призванные запутать наблюдателей.

Со льдами немецкий рейдер впервые столкнулся в Море Лаптевых, но благодаря советским ледоколам корабль благополучно шёл на восток. В годовщину начала Второй мировой войны, когда «Комет» был уже у берегов Чукотки, пришла неожиданная радиограмма от Папанина – срочно возвращаться назад. Возможно, Сталин решил пойти на попятный, чтобы проводку немецкого судна не засекли капитаны американских кораблей. Но Эйссен настоял на завершении операции. Высадив советских лоцманов, в ночь на 6 сентября «Комет» на свой страх и риск прошёл через Берингов пролив. Весь путь через СМП занял 15 ходовых суток – рекордный по тем временам срок.

Итоги рейда

Рейдер «Комет» вошёл в число самых результативных «пиратов» Редера в южных морях. На его счету десяток потопленных и захваченных вражеских судов общим тоннажем 42 тысячи брт. На острове Науру рейдер уничтожил нефтехранилище и фосфатный завод. Затем корабль вернулся к берегам Европы и был потоплен англичанами в Ла-Манше 14 октября 1942 года.

За осуществление проводки Советский Союз получил от Германии 950 тысяч рейхсмарок. Кроме того, Сталин смог купить у немцев недостроенный крейсер «Лютцов», участвовавший затем в обороне Ленинграда.

Однако сохранить операцию в тайне не удалось. 2 ноября британские газеты сообщили о проходе военного судна немцев по СМП. Вероятно, именно это сорвало планы Германии, которая, по мнению историка Герхарда Вайнберга, рассчитывала на систематической основе проводить рейдеры в Тихий океан.

Рейд «Комета» негативно повлиял на обороноспособность СССР в Великой Отечественной войне. Капитан Эйссен успел исследовать навигационное оборудование Севморпути, а его подчинённые делали замеры глубин и подводных течений Баренцева моря, вели фотосъёмку берегов. Высаживая «шуточные десанты», немцы вполне могли оставлять тайники на берегах советской Арктики. Всё это впоследствии пригодилось гитлеровцам при разработке плана блокады Кольского залива и обустройстве метеостанций на советских арктических островах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика