Боевые пловцы Кригсмарине: соединение «К»

Боевые пловцы Кригсмарине: соединение «К»

Тематика морских диверсантов – одна из интереснейших в истории Второй мировой войны. Ее, пожалуй, можно назвать малоизученной и забытой: действия малых боевых групп теряются на фоне эпохальных сражений танковых армий и захватывающих дух морских баталий.

Когда речь заходит о боевых пловцах, все, конечно же, смутно припоминают что-то о легендарной итальянской 10-й флотилии MAС. И то, впрочем, чаще в контексте конспирологических теорий, связанных с гибелью линкора «Новороссийск». Некоторые что-то отдаленно слышали про японские пилотируемые торпеды-камикадзе. Но что касается всех остальных стран-участниц войны – здесь мы можем встретить лишь безмолвное непонимание.

Вторая мировая стала прелюдией к массовой подготовке сил специального назначения – и Германия отнюдь не стала исключением в этом. Военное руководство Третьего рейха, парализованное тотальным превосходством сил союзников, как в море, так и в воздухе, было вынуждено начать разрабатывать ассиметричный ответ – и таковым стали команды морских диверсантов…

«Военная обстановка зимой 1943/44 года допускала лишь оборонительные действия флота. Было известно, что по этой причине я отдаю предпочтение многочисленным, но малым судам и штурмовым средствам перед крупными боевыми кораблями.

В промышленных кругах я встретил полное понимание и поддержку, обусловленные, в частности, трезвым соображением, что старое направление в судостроении уже не может принести успеха в войне.

Наши намерения на первом этапе сводились к следующему:

1. Разработать и построить специальные подлодки-малютки по английским образцам и обучить экипажи; применить эти лодки-малютки для выполнения специальных заданий, например, для проникновения во вражеские порты и т.п.

2. Осуществить специальную боевую подготовку морских штурмовых отрядов (ударных групп) – также по английскому образцу. Цель подготовки – обеспечить проведение малыми надводными судами и подлодками-малютками нападений на вражеские прибрежные районы и находящиеся там важные военные объекты (радиолокационные станции, позиции артиллерийских орудий и т.п.)»,
– из личных записей вице-адмирала Гельмута Гейе, командующего соединением «К».

Подготовка и отбор новобранцев

Довольно продолжительное время руководство Кригсмарине отвергало любые проекты, связанные с применением диверсионных средств в морской войне. Впрочем, к 43-му году у Германии не осталось выбора: было очевидно, что старая стратегия себя изжила, ресурсы на строительство флота отсутствовали (как, впрочем, и технические возможности – британцы регулярно заваливали бомбами немецкие верфи), а угроза десантных операций на европейском побережье была очевидна абсолютно для всех.

Тогда, следуя примеру успешного применения боевых пловцов Италии и Великобритании, рейх решает создать аналогичные подразделения для противодействия силам союзников.

Боевые пловцы Кригсмарине: соединение «К»

Морской диверсант внутри пилотируемой торпеды «Негер». Источник фото: Wikimedia Commons
Поиск и набор личного состава для соединения «К» начался в конце 1943. К январю 1944 года подразделение насчитывало 30 человек – практически все они были добровольцами из различных родов войск.

Здесь, пожалуй, стоит сделать некоторое отступление.

На тот момент в Германии было чрезвычайно непросто обеспечить набор новобранцев для элитного отряда, которые бы всецело и полностью соответствовали всем требованиям. Война шла уже не первый год, а существующие рода войск отнюдь не горели желанием отдавать свои лучшие кадры для формирования морских спецгрупп. Кригсмарине и вовсе имело монопольное право на получение наиболее ценных контингентов призывников – которых, впрочем, нельзя было передавать в распоряжение соединения «К» по личному приказу гроссадмирала К. Деница.

Данный фактор вылился в то, что большая часть добровольцев, пополнивших ряды нового подразделения, не имела никакой подготовки и опыта для ведения боевых действий на море.

Впрочем, несмотря на все сложности, вице-адмиралу Г. Гейе удалось отобрать качественный человеческий материал: новобранцы имели отличную военную и спортивную подготовку, а также высокий уровень мотивации и боевой дух. Под его руководством была сформирована специальная комиссия, которая объезжала школы и училища для унтер-офицеров и кандидатов в офицеры, выявляла способных спортсменов и опрашивала их на предмет добровольного вступления в отряды особого назначения.

Обучение германских боевых пловцов имело несколько поэтапных направлений:

1. Пехотная и инженерная подготовка (особый акцент делался на использовании инструкторов-ветеранов Восточного фронта).
2. Рукопашная и гимнастическая подготовка (в частности, обучение джиу-джитсу, приемам самообороны без оружия и бесшумного обезвреживания постов противника).
3. Курс владения автомобильной и радиотехникой.
4. Водолазное дело.
5. Лингвистическая подготовка (особое внимание уделялось обучению солдатского жаргона противников).
6. Теоретическая диверсионная подготовка на основе трофейных наставлений британских коммандос.

Отдельно стоит упомянуть дисциплину, называемую в официальном учебном плане «воспитанием личной инициативы». В ходе данных занятий добровольцы выполняли нестандартные задания, призванные выработать у личного состава нестандартное мышление и дерзость.

Так, например, обучающиеся совершали учебные нападения на полицейские посты, войсковые караулы, охраняемые стоянки кораблей, патрули железнодорожных войск и пр. Особый акцент можно сделать на том, что в соединении «К» полностью отсутствовала какая-либо система наказаний: высшим дисциплинарным взысканием являлось исключение из рядов боевых пловцов.

Боевые пловцы Кригсмарине: соединение «К»

Транспортировка торпеды «Негер» на специальной тележке. Источник фото: modelist-konstruktor.com
Несколько недель подобной форсированной подготовки вселяли в будущих морских диверсантов чувство полной уверенности в себе даже перед лицом самых щекотливых ситуаций.

«Впрочем, в этом деле было одно «но». Со временем наши люди стали такими хитрецами и пройдохами, что научились «дерзать» и против начальства. Так, однажды (правда, это было уже гораздо позже, в Италии) один боец соединения «К», посаженный на гауптвахту офицером другой части за какую-то провинность, подорвал дверь камеры (подрывная шашка нашлась у него в кармане), вышел на свободу и в отличнейшем настроении вернулся в свой отряд»
– из воспоминаний старшего лейтенанта Принцхорна, одного из офицеров соединения «К».

Основными объектами инфраструктуры для подготовки боевых пловцов являлись два лагеря в районе Любека – «Штайнкоппель» («Каменный участок») и «Блаукоппель» («Голубой участок»). Штаб соединения находился в маленьком курортном городе Тиммендорферштранде, фигурировавшем под названием «Штрандкоппель» («Береговой участок»).

К весне 1944 была закончена подготовка трех первых групп морских диверсантов, названных «морскими штурмовыми отрядами».

Кроме командира, в каждый отряд входило еще по 22 человека. Каждая подобная тактическая единица была штатно укомплектована автомобильной техникой для придания им полной автономности и мобильности: в распоряжении отряда имелось 15 автомашин, в том числе 2 авто-амфибии, 1 автокухня и ряд грузовиков для транспортировки личного состава, технического имущества и амуниции.

Запасы продовольствия и боеприпасов придавались из расчета на шесть недель полностью автономного функционирования: боевые группы могли существовать обозначенное время без какого-либо подвоза припасов. Сверх этого каждый отряд имел 3 рации.

Разработка новых морских вооружений

Еще одной отправной точкой в вопросе формирования подразделений германских морских диверсантов стал научно-исследовательский торпедо-испытательный центр в Эккернфёрде: именно там в марте 1944 был испытан прототип пилотируемой торпеды «Негер», разработанной конструктором Рихардом Мором. Данный образец вооружения можно назвать первым серийным оружием боевых пловцов Кригсмарине – ему же и суждено будет «открыть счет» соединения «К» в борьбе с кораблями союзников.

Боевые пловцы Кригсмарине: соединение «К»

Пилотируемая торпеда «Негер» в боевом положении. Источник фото: zonwar.ru
В тот момент возможности применения одноместной человекоуправляемой торпеды, несомненно, выглядели чрезвычайно привлекательно. Такое боевое средство вполне подходило и к программе гроссадмирала Деница, так называемой «интенсификации методов ведения войны». Германия была вынуждена перейти от наступления к обороне не только на суше, но и на море, и отчаянно нуждалась в преодолении вынужденного застоя в действиях своих подводных лодок.

Противолодочная оборона и, в частности, прикрытие конвоев союзников к 1944 году достигли чрезвычайно высокой эффективности. Англичане и американцы научились обнаруживать и срывать атаки немецких подлодок на всех морских театрах боевых действий. Даже если им и не удавалось поразить их обычными и глубинными бомбами, то немецкие моряки теряли инициативу – в подводном положении их лодки были слишком медлительны и беспомощны, ибо не могли выбирать место и время для торпедирования вражеских кораблей.

Безусловно, иногда удача благоволила экипажам подлодок, но это были не более чем единичные акции, продиктованные благоприятным стечением обстоятельств. Требовалось новое эффективное оружие, с помощью которого можно было наносить удары по надводным кораблям противника – и в качестве такого оружия выбор Кригсмарине пал на пилотируемые торпеды «Негер».

«Чтобы построить линкор, нам нужно четыре года. На производство десятка одноместных торпед требуется всего четыре дня»,
– гроссадмирал Карл Дениц, командующий военно-морскими силами Третьего рейха.

Конструирование «Негера» происходило, в сущности, в авральном режиме: пилотируемые торпеды дорабатывались прямо в ходе испытаний в Эккернфёрде. Там же формировалась и тактика их боевого применения. От любых затей с применением данного вооружения в открытом море практически сразу пришлось отказаться – в процессе изучения устройства стало ясно, что оно годится лишь для поражения кораблей, стоящих у берега, на рейде или в порту.

Характеристики аппарата можно назвать довольно скромными: запас хода устройства составлял 48 морских миль, скорость с грузом (торпедой) – 3,2 мили в час, без груза – 4,2 мили в час.

Конструктивно «Негер» основывался на торпеде G7e, боевая часть которой была заменена на кабину с пластиковым куполом (на который были нанесены специальные метки, выполняющие роль прицельных устройств), а один из аккумуляторов – на дыхательный аппарат фирмы «Dräger». В ходе испытаний также были добавлены респираторы с оксилитовыми патронами: на первых этапах пилоты постоянно страдали от отравления углекислым газом – личный состав регулярно испытывал тошноту, головные боли, также не редкостью были случаи потери сознания.

За неполный месяц аппараты были полностью испытаны, доработаны и запущены в производство – уже в конце марта 1944 года из Берлина поступил запрос на участие флотилии «Негеров» в боевых действиях. И новообразованные германские морские диверсанты отправились на свое первое задание. О котором, впрочем, мы поговорим в следующей статье…

Продолжение следует…

Автор:А. Воскресенский
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика