Почему драмтеатры заинтересовались музыкальными жанрами: обозреватели «РГ» комментируют итоги «Золотой маски»

Судя по не вполне адекватным решениям явно растерянного жюри, номинация «Оперетта/мюзикл» явно требует срочного лечения — кардинальной ревизии системы отбора и оценок, самого состава конкурса. В этом году, не предъявив миру ни одной оперетты (что уже можно считать ЧП), она показала запредельный разброс критериев, определявших эти жанры, изначально развлекательные по природе и задачам. Они именно этим ценны искусству и публике — способностью рассмешить остроумной шуткой, потешить «легкой», но хорошей музыкой, отвлечь от текущих забот и невзгод, т.е. своей терапевтической, если хотите, функцией.

Но "Маска"-2022 уже далеко не впервые заставила жюри сравнивать несопоставимое: лирические сцены для двух актеров "Дорогой мистер Смит" из Питера, блестяще поставленную и сыгранную бродвейскую комедию "Одолжите тенора" из Екатеринбурга и фантазийный гротеск "Семейка Аддамс" из Тюмени, с одной стороны, с мощным антивоенным высказыванием пермской "Антигоны", которая и признана лучшей в жанре мюзикла. Что уже нонсенс: ее невозможно назвать ни мюзиклом, ни тем более, опереттой — она даже в аннотации Театра-театра условно именуется "оперой для драматических артистов" и к развлекательным жанрам никак не относится. Понятно, что рядом с концептуальным трагедийным сочинением, взявшим в союзники Софокла, даже самый совершенный спектакль в жанре мюзикла покажется сверкающей финтифлюшкой рядом с "Герникой". Добавлю, что заставлять состязаться полноценные мюзиклы с живым оркестром и механическое шоу под "минусовку" (Тюмень) — то же самое, что смешать олимпиаду с паралимпийскими играми: разные весовые категории.

Это прекрасно, что драматические театры заинтересовались музыкальными жанрами, стали овладевать новыми умениями и привлекать новую публику. Замечательно, что возникают произведения, находящиеся между традиционными жанрами — экспериментальные, поисковые, новаторские. Их необходимо замечать и поддерживать. И, вероятно, пришла пора учредить секцию для новой категории участников конкурса, которые не подпадают ни под одну из существующих номинаций. Или включать такие спектакли в секцию "Эксперимент", к которой они ближе всего. Ведь сочла же "Маска" необходимым разделить балет и современный танец, точно почувствовав их и родственную, и контрастную природу. Иначе "ЗМ" будет либо отставать от требований времени, либо побуждать театры окончательно отказаться от развлекательных жанров — противоестественная тенденция, которая хорошо заметна даже в практике театров оперетты.

Наглядно

Итоги конкурса в номинации оперетта/мюзикл: лучший спектакль — "Антигона" (Пермь), работа режиссера — Роман Феодори ("Антигона"), работа дирижера — Евгений Загот ("Шахматы", Москва), лучший исполнитель мужской роли — Евгений Елпашев ("Одолжите тенора", Екатеринбург), женской роли — Анастасия Стоцкая ("Шахматы"), роли второго плана — Александр Бобров ("Шахматы), работа композитора — Ольга Шайдуллина ("Антигона"), спецпремия жюри "За ансамбль и освоение новые жанров" — "Семейка Аддамс" (Тюмень).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика