Ученые оптимизировали диагностику рака фрагментами синтетических молекул ДНК

Международная группа ученых оптимизировала молекулу аптамера (последовательности нуклеотидов), укоротив ее более чем вдвое, чтобы увеличить избирательность при диагностике рака, сообщает издание СО РАН «Наука в Сибири». Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Therapy – Nucleic Acids.

Отмечается, что сконструированные в лаборатории одноцепочечные молекулы ДНК — аптамеры — действуют как синтетические аналоги антител и связываются с клетками-мишенями, позволяя распознать и обнаружить, например, раковые клетки.

Ученые ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» совместно с коллегами из МГУ имени Ломоносова, Финляндии, Германии, Канады, Японии и США решили сложную задачу по оптимизации аптамера для диагностики раковых клеток. «В отличие от своего предшественника, новая последовательность состоит не из 80, а из 35 нуклеотидов», — говорится в сообщении.

Такая длина оказалась оптимальной и позволила улучшить связывающие свойства молекулы с раковыми клетками за счет его большей специфичности к белковой мишени.

Перед тем как обрезать молекулу, специалисты создали ее трехмерную модель. Для программирования и расчета были использованы ресурсы нескольких мировых научных лабораторий, включая суперкомпьютерный центр РАН.

Чтобы продемонстрировать, что усеченный аптамер связывается с раковыми клетками, исследователи проверили его действие на окрашенных тканях опухоли легкого, полученных от людей с этим заболеванием.

«Новая модификация аптамера с более высокой точностью связывалась с опухолевыми клетками легких, но не соединялась со здоровыми тканями. Причиной этому стало усиление энергии связывания молекулы и сокращение вариантов для процесса молекулярного узнавания из-за уменьшения длины», — говорится в сообщении.

Источник