Легендарный «Небесный тихоход»

До начала Великой Отечественной войны мало кому в голову могла прийти мысль, о том, что учебный У-2 станет самым массовым советским бомбардировщиком. Однако ход боевых действий диктовал свои условия.

Значительные потери в авиации заставили советское командование использовать ряд устаревших бипланов в качестве легких ночных бомбардировщиков. А определенный опыт использования самолетов для ночных ударов по позициям противника у РККА уже был. К тому времени ночные бомбардировщики уже использовались в ходе Гражданской войны в Испании, боях на Халхин-Голе и Советско-финляндской войне. И если изначально ставка делалась в основном на Р-5 и Р-Z, то ход военных действий показал, что наиболее подходящим в этом плане оказался У-2, выпуск которого не прекращался в течение всей Великой Отечественной войны. В военное время производство биплана было развернуто на четырех заводах: 387-м (был эвакуирован из Ленинграда в Казань и стал основным производителем У-2), 464-м заводе в Долгопрудном, 471-м в Шумерле и 494-м в Козловке Чувашской АССР.
Конструктор У-2 Н. Н. Поликарпов
После смерти Н. Н. Поликарпова в июле 1944 г. У-2 в память о своем создателе получил наименование По-2. Сам самолет имел следующие характеристики — скорость до 150 км/ч., хотя реальная скорость в полете с подвешенными бомбами была еще меньше. Дальность полета около 400 км. Экипаж 2 человека. Оборонительное вооружение У-2 состояло из пулемета ДА (Дегтярев авиационный) или ШКАСа. На ряд самолетов на нижнем крыле устанавливался курсовой пулемет. При этом далеко не все У-2 до 1944 г. вообще имели пулеметное вооружение. Правда, и наличие пулемета не сильно увеличивало шансы уцелеть в бою с ночными истребителями противника. При поражении немецкими истребителями или зенитными средствами противника У-2 легко воспламенялся и нередко разваливался в воздухе менее чем за минуту. Основная ставка делалась на скрытность и внезапность удара по позициям противника. Действовали У-2 с небольших замаскированных площадок в нескольких километрах от линии фронта, куда самолеты перелетали лишь перед боевым вылетом. Для введения противника в заблуждение оборудовался ряд ложных взлетных площадок. Подход к цели ночной бомбардировщик, осуществлял, как правило, на высоте 1500 метров, а затем практически бесшумно снижался в направлении цели. В ряде случаев несколько бипланов старались отвлечь внимание немецкой ПВО на себя, в то время как другая группа наносила бомбовый удар. Обычно У-2 несли 200 — 500 кг. авиабомб. В ряде случаев У-2 оснащались реактивными снарядами РС-82 или РС-132.

Оборона Одессы: дебют ночного бомбардировщика

Один из первых эпизодов боевого применения У-2 в качестве легкого ночного бомбардировщика был отмечен при обороне Одессы летом 1941 г., а массовое использование У-2 для нанесения ударов по наземным целям начинается в период битвы под Москвой. В дальнейшем У-2 действовали на всем протяжении советско-германского фронта от Черного моря до Заполярья. К июлю 1942 г. в составе легкобомбардировочных полков находилось 679 У-2, а к середине ноября их число выросло до 1072 единиц. 60 советских летчиков, воевавших на У-2, были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А. П. Ерофеевский, который до октября 1943 г. совершил 1034 боевых вылета, дважды был подбит, а закончил войну командиром бомбардировочного полка.

«Ночные ведьмы»

Несмотря на то, что на У-2 воевали летчики восьмидесяти советских авиаполков, в массовой культуре этот самолет чаще ассоциируется с историей 46-го гвардейского полка ночных бомбардировщиков. Полк был сформирован в октябре 1941 г. как 588-й легкобомбардировочный и после необходимой подготовки в Энгельсе в мае 1942 г. направлен на фронт. Под командованием Е. Д. Бершанской полк принял участие в тяжелых боях летом 1942 г. на южном участке фронта, затем участвовал в обороне Кавказа прорыве немецких укреплений на Таманском полуострове. Нередко летчицы полка выполняли несколько вылетов в сутки. В феврале 1943 г. полк был преобразован в 46-й гвардейский.
Летчицы 46-го гвардейского Таманского полка
Всего за годы Великой Отечественной войны летчицы полка совершили 23 672 боевых вылета, сбросив на вражеские позиции более 3 тысяч тонн бомб. 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза (пять званий присвоено посмертно); еще двоим летчицам впоследствии было присвоено звание Героя Российской Федерации. Общие потери полка составили 32 человека, из них 23 летчицы погибли в результате боевых действий. Наиболее трагической оказалась ночь 1 августа 1943 г., когда на Тамани погибли в результате атаки немецких истребителей сразу четыре женских экипажа.

Корейская война. По-2 снова в деле

Помимо роли ночного бомбардировщика У-2 часто использовался в качестве самолета связи, санитарного самолета, разведчика и ночного корректировщика огня. Весьма ограниченно и только в качестве самолета связи По-2 использовался Военно-морским флотом СССР. В послевоенный период По-2 помимо СССР оставались в Монголии, Югославии, Польше (где было развернуто производство аналога По-2). В качестве ночного бомбардировщика По-2 вновь стали использоваться в ходе Корейской войны с октября 1950 г. Так, 28 ноября 1950 г. во время удара по аэродрому противника они вывели из строя одиннадцать истребителей F-51.
Кадр из фильма «Небесный тихоход»
Значительный след оставил По-2 и в искусстве — батальной живописи, литературе и кинематографе. Наиболее известными художественными кинофильмами, где нашел отражение боевой путь легендарного По-2, стали «Небесный тихоход» (1945 г.) и «В небе «Ночные ведьмы»» (1981 г.).
Читать далее →

Сообщение Легендарный «Небесный тихоход» появились сначала на Наш.

admin

Next Post

In the European Union adopted a law on free five-year education

Пт Окт 11 , 2019
The deputies of the European Parliament adopted a bill on compulsory five-year education for all citizens. Thus, all who want to continue to continue to study the profile will be forced to pay tuition or stop it. European Union According to the European Commissioner for Education Jan Figel, further investment […]

Мета

Яндекс.Метрика