Киевский транзит: Незалежная компенсирует Литве убытки от русофобии?

Киевский транзит: Незалежная компенсирует Литве убытки от русофобии?

Клайпедский порт может стать торговыми воротами Украины со скандинавскими странами. Об этом, как сообщает BNS. lt, заявил министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис во время встречи с главой Министерства инфраструктуры Украины Александром Кубраковым.

По словам Скуодиса, Литва видит неиспользованный потенциал украинских грузов и ожидает их увеличения в балтийской республике. Кроме того, по мнению Скуодиса, литовский бизнес тоже может использовать украинские порты как южные ворота в Турцию и страны Ближнего Востока.

«На железных дорогах Литвы украинские грузы составляют около 3−4%, а порт обрабатывает только 1% украинских грузов. В сегодняшнем геополитическом контексте, когда речь идет о диверсификации стран, грузов и товаров, именно Украина создает для нас много нового и неиспользованного потенциала», — отметил Скуодис.

Ранее глава Клайпедского порта Альгис Латакас заявил, что после потери грузов из Белоруссии морская гавань будет нести убытки. Он напомнил, что 32% перегружаемых в порту грузов являются белорусскими. Подавляющая часть из них — это попавшие под санкции калийные удобрения, ещё 12% процентов приходится на также попавшие под ограничения нефтепродукты.

Стоит отметить, что Минск и так давно планировал переориентировать свои грузы на российские порты. Ещё в феврале президент Белоруссии Александр Лукашенко одобрил проект межправительственного соглашения с РФ о перевозке и перевалке нефтепродуктов для экспорта в третьи страны через российские морские порты. Только в марте через терминал морского порта Усть-Луга было доставлено почти 111 тысяч тонн бензина вопреки запланированной норме в 86 тысяч тонн, а в Петербургский нефтяной терминал было направлено для перевалки вместо запланированных 90 тысяч тонн — 96,9 тысячи тонн мазута. В будущем планировалось направить через российские порты и калий. Европейцы своими санкциями ускорили процесс.

Но сможет ли Украина своими грузами компенсировать эти убытки? Что она вообще может вывозить? А главное, зачем ей это? У нее есть свои порты на Черном и Азовском морях. Наконец, как их доставлять? Через недружественную Белоруссию, которая не даст на то разрешения? Или через Польшу? Но тут есть другая проблема: на чем возить? Из Варшавы в сторону Литвы проходит однопутная железная дорога, но очень сомнительно, что поляки ради украинского транзита займутся реконструкцией этой магистрали. Наконец, самое интересное: ширина колеи: на Украине она составляет 1520 мм (еще со времен СССР), в Польше — в основном европейский стандарт — 1435 мм, а в Литве — тоже русский стандарт — 1520 мм. Это значит, что на границах между Украиной и Польшей и Польшей и Литвой нужно дважды менять колесные пары, то есть строить специальные пункты перестановки вагонов. Едва ли кто-то будет этим заниматься ради мифического украинского транзита…

— Вероятно, литовский министр в силу своих должностных обязанностей ищет пути компенсации предстоящих от потери белорусских грузов убытков для литовский портов и железной дороги, — считает белорусский журналист Сергей Смирнов. — Потому к его словам слоит отнестись, как к «прожекту», «мозговому штурму» и мыслям вслух.

Вероятная логистическая цепочка сложно реализуема на практике. Скорее всего литовский министр просто «ляпнул». Считаю, что расчетами должны заниматься специалисты. У Литвы должен быть «бизнес-план», пока это просто слова и хотелки.

«СП»: — Если все же представить, что они договорятся, что Украина будет возить? А самое главное — нужно это Украине? У нее свои порты есть…

— Здесь вы упускаете важный момент — встречное предложение Литвы, использовать украинские порты для торговли на Юге (с Турцией и Ближним Востоком). Возможно, «прожект» литовской стороны не лишен смысла, если рассматривать его как составную часть «шелкового пути», будущего мегапроекта Китая по перевалке своих грузов в ЕС. Любая страна на пути в ЕС мечтает быть встроенной в будущую логистическую цепочку Китая, стать его автобаном и складом, но Пекин пока кокетничает и «обещает жениться» всем.

«СП»: — Если даже представить гипотетически, может ли Украина хотя бы частично компенсировать литовцам и прочим прибалтам потерю России и Белоруссии? Хоть кто-то может компенсировать? Или литовцам лучше помириться с Лукашенко?

— В ближайшей перспективе заменить белорусские грузы литовским портам объективно будет нечем. Но я бы не стал лицемерить и «хоронить» литовские порты. Ничто не вечно. Сегодня в Белоруссии одна политика, завтра будет другая. Белорусские грузы пока не ушли из Клайпедских портов, и говорить о будущем преждевременно. В любом случае, потеря 300−500 млн. для Литвы не так много, если учесть, что Вильнюс находится на дотациях из ЕС.

Я думаю, еврочиновники демонстративно и с лихвой компенсируют Литве все убытки, которые она понесет от перепалки «за демократические» ценности с Лукашенко.

— Нельзя сказать, что Литва так уж сильно пострадала от ухода России и Белоруссии, — уверен эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Не сильно. Пятый пакет санкций ЕС против Белоруссии все же оказался довольно мягким. На торговлю нефтепродуктами и удобрениями (а это основные статьи белорусского экспорта) наложили частичные ограничения. При этом о запрете на транзит калия через территорию ЕС речь не идет. Но это пока. Лукашенко сам заинтересован в том, чтобы не ждать у Балтийского моря погоды и перевести в Усть-Лугу как можно больше белорусских грузов. Так что главные транзитные страдания у Литвы еще впереди. Вот она и суетится — ищет новых грузоотправителей в Узбекистане, Азербайджане, Турции, Украине.

«СП»: — А как он предполагает доставлять грузы из страны, с которой нет общей границы?

— Проблемы очевидны, а экономическая выгода — отнюдь нет. Кроме того, у Польши тоже есть портовая инфраструктура. Почему бы ей не прибрать к рукам украинские грузы, а не гнать их в соседнюю Литву? О Польше часто незаслуженно забывают, когда говорят о конкуренции за транзит на Балтике.

Вообще, литовцы живут в каком-то своем мире. Я не первый раз замечаю, что их чиновники говорят о диверсификации как о некоем глобальном тренде. Но в сфере грузоперевозок это не работает. Никто не ищет новые рискованные маршруты, если старые хорошо работают. Тот же Лукашенко годами говорил о переориентации транзита, а до конкретных действий дело дошло только сейчас (да и то под влияние внешних факторов).

«СП»: — А самое главное — нужно это Украине? У нее свои порты есть…

— А это вообще ключевой момент. У Украины не просто есть свои порты — они, в отличии от портов той же Прибалтики, ориентированы именно на обработку отечественных грузов. Более трети всех экспортных потоков там приходится на долю масла и хлебной продукции, а процент транзитных грузов совсем не велик. Кроме того, по итогам 2019 года украинские порты отчитались о рекордных объемах перевалки за все время. Суммарно вышло более 160 миллионов тонн грузов. Это очень много (для сравнения — Клайпеда по итогам прошлого года обработала чуть больше 47 миллионов тонн).

Украина по максимуму загружает свои порты. А господин Скуодис предлагает им кормить Клайпеду, Литовскую железную дорогу. И польских железнодорожников тоже. Знаете, мне это напоминает планы поставок сжиженного природного газа с СПГ-терминала в Клайпеде на Украину. Такая же «феерическая» затея.

«СП»: — Ну а даже если гипотетически представить, что они договорятся, что Украина будет возить? Может ли она хотя бы частично компенсировать потерю России и Белоруссии?

— Теоретически могут договориться по грузам, которые идут в Скандинавию. Скуодис тоже отдельно упомянул Скандинавию — возможно, это целесообразно. Зачем огибать целый континент, если можно по железной дороге добраться до Клайпеды? А оттуда до Норвегии, Швеции и Дании уже рукой подать. Но эти страны, конечно, не являются основными торговыми партнерами Украины.

Еще один интересный момент: через Украину Литва хочет «присосаться» к торговым потокам, которые идут из Турции. Но это старая идея, её уже много лет обсуждают. А воз и ныне там. Турки так и не заинтересовались возможность пользоваться услугами Клайпедского порта.

«СП»: — А реально кто-то может компенсировать? Есть ли будущее у литовских портов или их можно хоронить?

— Я не вижу такой возможности. Конкуренция за грузы на Балтике (и не только там) сумасшедшая. Все уже схвачено. Маршруты проложены, схемы наработаны.

С другой стороны, хоронить Клайпеду тоже не стоит. Даже без белорусских грузов порт будет функционировать. Точно так же, как функционируют порты Риги, Вентспилса, Лиепаи. Просто масштабы уже не те.

«СП»: — Скуодис говорит, что литовский бизнес тоже может использовать украинские порты как южные ворота в Турцию и страны Ближнего Востока. Это реально? Есть им, что вывозить?

— Не знаю, реально это или не реально, но это несерьезно. Объемы торговли там мизерные. Ну что может получить Украина с её мощнейшей портовой инфраструктурой от перевалки литовских грузов? Какие-то крохи, да и то в лучшем случае…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика