Мечи на скульптурных надгробиях

Мечи на скульптурных надгробиях

Перед нами кадр из испано-американского кинофильма «Чёрная стрела» (1985). Но по сути мы видим перед собой… ожившую эффигию!

«И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.»
(Исход 32:27)
История оружия. Итак, сегодня мы продолжаем путешествие в мир средневековых мечей. А начнём мы его с небольшого вступления. До сих пор у нас, к сожалению, находятся люди, ну, как бы их так «по-толерантнее» назвать… «больные» – вроде бы самое точное определение, упорно утверждающие, что вся та масса артефактов, что известна исторической науке и является основой для датировок истории как таковой это… подделка. То есть подделка меч из могилы в Саттон-Ху, и все те мечи, что прошли через руки Петерсена и Оукшотта, что рукописи (десятки тысяч фолиантов!) тоже подделка, как и рисунки в них, изображающие эти же самые мечи, и, наконец, подделкой, очевидно, являются также и эффигии – надгробные скульптуры усопших рыцарей. Но вот что интересно: большинство манускриптов подписано и датировано их авторами. А они не могли знать, что какой-то рыцарь в вооружении на миниатюре в его книге как раз в это самое время даст дуба где-нибудь в Йоркшире, и с него изваяют статую в точно таких же доспехах и с таким же мечом, да ещё и год на ней поставят. И что точно такой же потом найдут на дне Темзы. Физически невозможно написать столько книг, вырубить тысячи статуй, а ещё зарыть в землю и побросать в реки столько мечей, или напротив – бережно хранить их на стенах в рыцарских замках и в соборах. А главное – зачем? Ведь порознь все эти манускрипты, артефакты и эффигии ничего не доказывают и ни на что не влияют.

Вон президент наш нашёл, например, один (1) учебник, в котором «не было Сталинградской битвы», но что это доказывает, когда есть много учебников, в которых она расписывается очень даже подробно? У кого-то от этого пропал аппетит, кто-то лишился зарплаты или ему напротив – её подняли? Конечно, нет. Просто знание истории очень мало влияет на нашу реальную жизнь, даже не учит нас ничему, судя по опыту. А раз так, то кому в голову могло прийти вырубать тысячи статуй, писать тысячи манускриптов, ковать мечи и доспехи. А главное – зачем? Чтобы доказать потомкам, причём довольно-таки близким к нам по времени, что Средневековье было? Да, но за каким лешим это кому-то доказывать? Ну было и было, а я… пойду и «бухну». Не было? Ещё лучше: тоже «бухну» или поеду работать на даче, потому что «было – не было» не влияет на нашу жизнь никак.

Но если таким вот образом не бредить, то получается, что и миниатюры из манускриптов, и артефакты мечей прекрасно дополняют друг друга. Но об этом было в прошлом материале, а сегодня наш рассказ о средневековых мечах, которые можно увидеть на бёдрах эффигий! Поскольку о них на ВО речь шла уже не раз, повторяться смысла нет. Скажу лишь, что поскольку погребальный саван был единственной одеждой и знатного сеньора, и самого последнего бедного рыцаря, то, чтобы отличать одних от других, как раз и придумали эффигии – надгробные скульптуры усопших, иногда много выше человеческого роста.

Мечи на скульптурных надгробиях

Так менялись мечи… Дальше мы увидим, как они менялись на статуях-эффигиях!
На них они показаны с мельчайшими подробностями, и – что самое главное, то, что мы видим на эффигиях, в точности соответствует тому, что изображено на средневековых миниатюрах. То есть историю средневекового костюма и рыцарского вооружения по ним вполне можно изучать, дополняя перекрёстным обращением к иллюстрациям в манускриптах. Последние, правда, древнее надгробных скульптур, мода на которые среди рыцарей тоже появилась далеко не сразу.

Ну а теперь давайте посмотрим на сами эффигии. Право, они того заслуживают, и посмотреть на них, причём очень внимательно, стоит. Ведь тогда они о многом смогут нам рассказать…

Мечи на скульптурных надгробиях

Начнём с этой эффигии – Уильяма Маршала Первого графа Пемброка, умершего в 1219 году, которая находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Есть и более ранние, но на их фото мечи не видны. А здесь меч виден очень хорошо. И видно, что навершие рукояти у него имеет форму шарика, а вот перекрестие слишком уж массивное. Интересен клинок, сужающийся к острию… Это не «тип XV», но и не «тип Х», а скорее «тип XIV»

Мечи на скульптурных надгробиях

Очень показательный меч у эффигии Уильяма Маршала Второго графа Пемброка, умершего в 1231 году. Церковь Тампль в Лондоне. Его перекрестие так же невелико. То есть это типичный меч всадника!

Мечи на скульптурных надгробиях

Эффигия Александра Джиффарда, 1262 год, Бойтон. Вот у него, можно сказать, классический меч «тип XII» по Э. Оукшотту, прямо из его типологии и схемы, приведённой в первом материале этого цикла. Очень хорошо показана мечевая перевязь того времени…

Мечи на скульптурных надгробиях

А вот здесь с перекрестием скульптор явно перестарался. Будь оно такое реально, этим мечом невозможно было бы пользоваться из-за неправильного баланса и большого веса. Эффигия рыцаря Д’Эверса, 1270 г. Бристоль

Мечи на скульптурных надгробиях

Ценность этой эффигии безымянного рыцаря 1300 года из Хай Эркалла состоит в том, что в ней в мельчайших деталях воспроизведена одежда рыцаря, виден стёганый поддоспешный кафтан, но главное, что под сюрко у него нет лат, а только всё та же кольчуга

Мечи на скульптурных надгробиях

А вот это уже не эффигия, а брасс – «мемориальная доска», представляющая собой гравированное изображение на медном листе, закреплённом на надгробной плите. В данном случае на ней изображён Уильям де Сетван, погребённый в Чэртеме, графстве Кент, в 1322 г. Как видите, на нём ещё полностью кольчужные доспехи с приплетёнными к рукавам кольчужными рукавицами. Но он следует моде! На плечах у него элетты, повторяющие (хотя это и не видно) герб на щите. А вся одежда, то есть сюрко, расшита гербовыми изображениями вееров для веяния зерна. Меч у него очень длинный и просто шикарные ножны

Мечи на скульптурных надгробиях

Джон де Лаудхэм, 1318 г. Лаудхэм. От рукояти меча ничего не осталось, но зато очень хорошо видна перевязь!

Мечи на скульптурных надгробиях

Эффигия из Пембмарша: Уильям Фицральф, умер в 1323 году. Тут настолько всё хорошо показано, что даже и комментировать нечего: нужно просто смотреть. Всё очень и очень типично для своего времени. И всё то же самое было многократно представлено на миниатюрах…

Мечи на скульптурных надгробиях

Джон Леверик из Аша, 1350 год. По сравнению с другими совсем вроде бы неброская эффигия, да ещё и с отбитыми локтями. Но ценность её для историков оружия огромна. Приглядитесь: в разрезах джюпона (короткий кафтан, сменивший длиннополое сюрко) можно увидеть полосы, а не кольчугу. То есть в 1350 году такие вот панцири из полос уже были!

Мечи на скульптурных надгробиях

Тот же 1350 год, но уже не Англия, а Германия. Эффигия Альбрехта II, Барби-на-Эльбе, в земле Саксония-Анхальт. У него прямо-таки огромный меч, явно «тип XVII». Ещё у него шлем с короной и «рогами», а также три цепи (одна с «пуговицей» для крепления шлема, на котором для неё сделаны две крестообразные прорези) и золочёный рыцарский пояс на бёдрах. Шлем бацинет (подшлемник) имеет специальную отстёгивающуюся пластинку – бреташ, для защиты носа

Мечи на скульптурных надгробиях

А вот здесь меч в ножнах показан исключительно хорошо. Эффигия Ульриха фон Тревакса, 1350 год, Швейцария, Хаутерив

Мечи на скульптурных надгробиях

Брасс Джона де Кобхэма, 1354 год, Кобхэм. Прекрасный образец доспехов переходной эпохи, вроде бы и доспехи все уже из пластин и в то же время с кольчугой жалко расставаться. А меч опять-таки «тип XVII»

Мечи на скульптурных надгробиях

Практически его ровесник, но из Германии, а меч совсем другой – достаточно широкий и не очень длинный. Перед нами Генрих Байер фон Боппард, умерший в 1355 году. Берлинский музей Боде

Мечи на скульптурных надгробиях

Томас де Кобхэм, 1401 год, Кобхэм. Такие же переходные доспехи и меч с перекрестием и навершием прямо из схемы Э. Оукшотта

Мечи на скульптурных надгробиях

Опять немцы… Буркхард фон Шнейнберг, 1376 год, Хилдешейм, Нюрнбергский музей. Шлем с рогами прямо-таки словно из собрания в Императорской оружейной палате в Вене. Прекрасно показаны крепления бацинета к кольчужному подшлемнику, «броня» на руках из нашитых на кожу металлических пластин, и латные перчатки. И меч… меч с навершием в форме «пробки от графина». Оно было очень характерно именно для этого времени

Мечи на скульптурных надгробиях

В Англии тоже были такие же навершия. Эффигия Хьюга Куртенэ, умер в 1377 году, Экзетерский кафедральный собор

Мечи на скульптурных надгробиях

Этот рыцарь явно не из богатых, а почему – посмотрите сами… Ханель Ландшад фон Штейнах, умер в 1377 году, Неккарштайнах, Германия, земля Гессен

Мечи на скульптурных надгробиях

Для сравнения: брасс англичанина Джона Фокслей, умер в 1378 году, Брау-на-Темзе, Беркшир

Мечи на скульптурных надгробиях

И опять Германия, 1400 год. Надгробная резная плита рыцаря фон Тоттенхейма, Грюнсфельд, в земле Баден-Вюртемберг. Обратите внимание на его меч. Поистине, это впечатляющее оружие, если только оно существовало в реальности. Очень похоже на «тип XX», а в качестве навершия опять же «пробка от графина»
А до появления чисто «белых доспехов» ещё 10 лет…

P.S. Автор и администрация сайта выражают свою признательность Британскому средневековому обществу за предоставленные фотографии эффигий!

Автор:Вячеслав Шпаковский
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика