Веруй и не бойся

Каждый человек стремится к благу, к счастью, каждый человек хочет полноценной, полной, светлой жизни. И это нам дано! Дано в Евангелии, которое есть Радостная Весть о настоящей жизни. Настоящая жизнь и дает человеку благо — то, что мы называем в просторечье счастьем, то, к чему стремится человек. Но вот противоречие: мы как бы имеем это счастье, но им не пользуемся! Наоборот, мы всё время отступаем туда, где нас ждет беда, огорчения, уныние, мрачная жизнь.

Потому что то, что мы предпочитаем — грех, — всегда в конце концов ввергает нас в зло, зло житейское, зло душевное! Получается, что наш главный враг — это мы сами.
Иногда нам кажется, что заповеди Божии — это то, что надо выполнять как бы с трудом, по обязательству. Но это совершенно неверно! Потому что заповеди даны для блага человека. Ничего дурного, ничего такого, что противоречило бы нашей жизни и ее благу, в Слове Божием нет.
Между тем, в наших страстях, в наших грехах все враждебно человеку. Вот начнем с маловерия. Нам Господь указывает путь: «Не бойся, только веруй!» Значит, тот, кто имеет твердую веру, стоит прочно! Кто допускает в свою душу маловерие, допускает в нее разрушение! Как от болезни разрушается сердце, зуб, любые части тела, так от маловерия разрушается душа. Если мы не имеем твердого упования на Бога, кому мы приносим вред? В первую очередь, конечно, себе. И Господь говорит: «Не бойся, только веруй», а мы постоянно боимся. Боимся болезней, старости, обстоятельств, боимся людей, боимся что‑то сделать… Постоянный страх!
Мы склонны к унынию и даже к отчаянию. Почему? Потому что главную ставку мы делаем на то, что не может стать твердым основанием нашей жизни, на то, что мы не можем удержать при себе. Возьмите любое человеческое огорчение — оно проистекает из того, что мы что‑то потеряли, что‑то утратили, или, наоборот, боимся, возможно, потерять. Между тем, если мы сердцем прикипели к Господу, то мы никогда Его не потеряем. Значит, мир всегда будет в нашем сердце.
Господи, прости нас, грешных, за то, что у нас этого мира нет, мы сами себя его лишаем.
Ты дал нам заповедь не только ценить дарованное Тобою благо, но еще его и отдавать, отдавать миру, который нас окружает, людям. А что мы отдаем? Мы отдаем раздражение, зависть, гордыню, превозношение, постоянное осуждение. И каков результат? Смятенная душа, наполненная горечью! Все это яд! яд, который наполняет нашу душу. Все скверные мысли, все глупые мечтания, желание себя как‑то превознести, поставить выше других — все это взбаламучивает душу, делает ее больной, ненормальной. И этого мы достигли своими руками.
Итак, сегодня мы должны твердо понять, что есть две жизни: жизнь настоящая и жизнь больная, выдуманная, ненастоящая! Настоящая жизнь — это жизнь в вере, в надежде и в любви. Как легко запомнить! Больная наша жизнь — в сомнении, колебании, унынии, отчаянии и в озлоблении!
Господи, прости нас, грешных, за то, что мы стараемся поставить себя выше других, а потом падаем, за то, что мы стараемся других унизить, а потом нам горько.
Какое великое благо Ты даешь нам, даешь жизнь и жизнь благодатную — Слово Божие, молитву, таинства, самого Господа Иисуса Христа! Но вместо этого мы предпочитаем другие вещи, которые заполняют нашу жизнь. Потом мы удивляемся, что приходим в итоге к разбитому корыту. И нет у нас уже ни сил, ни уверенности.
Господи, прости нас, грешных.
Как счастлив человек, который умеет ценить жизнь, ценить дары Божии, ценить все то прекрасное, что есть в жизни. И как обделен, нищ, убог человек, который этого не видит, не ценит, не обращает на это внимания. Он подобен тому, кого пригласили в гости в прекрасный дом, но он даже не заметил его красоты; ему накрыли прекрасный стол, но он даже не заметил, что на нем было поставлено, — он ушел голодный, унылый, без хорошего впечатления. Вот так и мы пришли в жизнь. Ведь Господь дает нам так много! И мы все это упускаем, пропускаем, только потом спохватываемся и говорим: «Как было хорошо». Зачем же спохватываться, когда надо сегодня, здесь и теперь ценить то, что имеем, и благодарить!
Самая высокая цель для человека, самая желанная, самая вожделенная — это почувствовать Бога, почувствовать Его живое присутствие, почувствовать Его небесную любовь к нам. В конце концов, только к этому и стремится человек. И нам дан прямой путь к этому: только обратись и очисти око своей души, чтобы оно увидело Господа, Который стоит перед тобой, Который распят перед твоими глазами, распят для тебя. Он говорит нам: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Господи, прости нас за наше нечистое сердце, которое ничего не может разглядеть, ничего не может увидеть, потому что оно похоже на закопченное стекло, через которое даже солнечные лучи едва–едва пробиваются. Господи, прости нас, грешных.
Чего только нет в этой копоти и саже! И просто праздномыслие, и блудные помыслы, и бесполезные, смешные мечтания о себе. Мелкое тщеславие, мелкое самолюбие, мелкие обиды — все это накапливается и, действительно, оседает на стекле как густая сажа, и мы уже ничего не видим. Не видим, значит сидим в слепоте, в темноте. Кто же виновен, что мы в темноте?! Что же мы потом приходим и говорим: «Господи, как тяжело и трудно на душе». Но ты же сама (или сам) себя отделила от света! Ты же сама (или сам) не приняла протянутую руку! Не услышала, не захотела услышать (не захотел услышать) голос, который тебя призывает, ободряет, вразумляет!
Вот почему Господь Иисус говорит нам: «Если не обратитесь и не будете как дети, — не войдете в Царство Небесное». Еще и еще раз мы должны напомнить себе, что Царство Божие дано человеку здесь, теперь, в этой жизни! Кто живет с Богом, тот уже сейчас живет в Царстве Божием! Но если мы посмотрим на себя, то увидим, как мы от него далеки, как мы бесконечно далеки от Царства Божия.
Что царствует в нашей душе? Во–первых, суетность и суета, во–вторых, себялюбие и в–третьих, постоянная озабоченность. Нам все кажется, что мы сделаем это, сделаем то, и все думаем, думаем, а в конце концов у нас ничего не выходит.
Но жизнь в вере — это жизнь ясная, твердая, радостная! Как говорит нам апостол Павел: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Можно ли так жить? Можно! Должно! Потому что нам все для этого дано. Всегда радуйтесь, ибо открыта дверь к спасению. Непрестанно молитесь, потому что Господь всегда здесь, рядом с нами. И всегда благодарите, даже тогда, когда в жизни трудно, потому что это помогает нам очиститься от лжи, от ложных надежд, ложных упований.
Господи, дай нам обратиться к Тебе, повернуться к Тебе всем сердцем, всем своим существом и сказать: Господи! Вот мое сердце, вот моя жизнь, вот все обстоятельства моей жизни, моя семья, мои близкие, мой труд, мои обязанности — все, что у меня есть, я приношу Тебе, чтобы Ты их освятил.
Вот тогда все у нас идет с благословением, и у нас нет необходимости лишь изредка обращаться к Богу, как бы выполняя религиозный долг. Нет ничего хуже, чем выполнять его, ибо тогда мы живем вне Бога и только иногда, пять минут в сутки, один раз в неделю, мы как бы оказываем Господу Богу любезность, поворачиваем лицо в Его сторону, а потом становимся к Нему спиной…
Значит, надо обратиться к Нему всем своим существом. Вы скажете: «Как это сделать?» Желать этого по–настоящему! Не обманывать себя, желая себе чего‑то другого. Нам всем свойственно искать не Его, а Его дары, просить даров Божиих, а на самого Господа даже не смотреть.
Как один человек сказал: «Зачем мне Бог? Я молод, здоров, у меня хорошая работа, семья, все». Значит, ему Бог будет нужен, если он будет болен, стар, если у него появятся трудности — и тогда он вспомнит о Боге! Это путь порочный, неправильный, ложный! Жизнь с Богом должна быть для нас воздухом, которым мы дышим! Если этого не будет, то мы напрасно бьемся, напрасно стучимся. Наша вера окажется все равно не настоящей, а псевдоверой.
Если Господь сказал, то Он сказал истину. Если Он говорит нам о том, что даст дар вечной жизни — значит, это будет уже здесь, если мы только захотим к Нему обратиться. Остается только всеми силами души просить об этом и молиться! И вы все собравшиеся сегодня на литургии, готовясь причащаться, просите о том, чтобы это причастие было началом совсем новой, другой, Божией жизни! Жизнь Божия — это не постоянное употребление святого имени, а это жизнь с Ним в сердце всегда и в любом месте.
Стоит этого по–настоящему захотеть, и сам Господь поможет Своей благодатью, то есть той невидимой силой, которая наше сердце превращает из каменного, окаменевшего, в живое сердце, отзывающееся на голос нашего Отца, нашего единственного возлюбленного, пастыря и друга Господа Иисуса Христа. Он зовет нас и говорит: «Это Я, не бойтесь». Когда мы в смущении, Он говорит: «Не бойся, только веруй». Он говорит: «Я не оставлю вас сиротами, Я буду с вами, Я с вами во все дни!»
Значит, надо всегда Его искать, постоянно к Нему обращаться, постоянно к Нему стремиться, постоянно желать всей душой жить с Ним, в Нем и для Него — вот залог настоящей жизни. Тогда придет и уверенность, и здоровье души! Все встанет на свои места. И мы сегодня будем каяться в одном главном грехе, что мы этот дар не принимаем, не ценим — мы живем по–другому, мы живем далеко от Него. Мы отпали от Него, мы холодные, равнодушные, осуетившиеся, полны чего угодно, самого бессмысленного, ненужного, пустого — кроме главного, кроме веры! — единственного, что приобщает человека к Богу, единственного, что спасает! «Вера твоя спасла тебя», — говорит исцелившемуся Господь. Неверие, маловерие и малодушие нас губят.
Тот, кто просит с глубокой верой, что Господь даст, тот получит дар благодати. «Стучите, — говорит Господь, — и отворят вам». Мы все должны сегодня к Нему стучаться, Его просить и быть уверенными, что Он все это даст! Господь обмануть не может.
Помните о том, что, отходя от Него, теряя Его, отступая от Него, мы и порождаем весь тот сор, всю ту кучу грехов, которая на нас наваливается, потому что они рождаются от неправильной жизни. Тот, кто живет в жизни верной, истинной, божественной, — у того грехи сгорают сами. Потому что не может жить грех рядом с Божиим огнем. Будет у нас огонь Божий в сердце — грехи будут облетать, как листья, обожженные пламенем. Не будет этого — они будут покрывать нас, как плесень: сотрешь сегодня, завтра будет опять.
Господи, прости нас, грешных. Дай нам хотя бы только одну силу — силу сделать к Тебе первые слабые, неверные шаги, чтобы почувствовать, что Ты здесь, рядом, что Ты нас ведешь, что Ты нас принимаешь, что нам открыты Твои объятия, объятия Небесного Отца, Который ждет каждого из нас.

Прот. Александр Мень
Читать далее →

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика