История СССР

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Продолжая тему сокровищ, которые можно обнаружить среди экспонатов музея отечественной военной истории в Падиково, сегодня остановимся на тяжелом танке ИС-2.

В принципе, такой же символ Победы, как Т-34, но менее сговорчивый в плане записать его на свой счет. Вообще, об ИСе можно говорить бесконечно, он того точно заслуживает. Та же уникальность танка, который был построен «с нуля», не являлся модернизацией или реализацией довоенных разработок. Просто РККА нужен был тяжелый танк, и армия его получила.

Всего с 1943 по 1945 год наши заводы дали армии 3395 ИС-2.

Ну а теперь, собственно, немного истории, а потом полезем в люк.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Идея создания тяжелого танка прорыва зародилась еще в 1942 году, когда первый «Тигр» попал в руки советских специалистов. Но и кроме «Тигра» на полях сражений появились изрядно модернизированные в плане брони PzKpfw IV и САУ StuG III. Т-34 и КВ-1 с 76-мм пушками стали проигрывать дуэли. А в 1943-м еще «Пантера» добавилась в теплую компанию панцеров…

И потому появились ИСы.

Работой по созданию тяжелого танка ИС руководил Николай Федорович Шашмурин.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Общий контроль осуществлял творец первого нормального советского тяжелого танка КВ Жозеф Яковлевич Котин.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Первый ИС фактически вышел комом. Танк был хорош, но тут столкнулись лбами две разработки/модернизации: КВ-85 Котина и ИС-1 Шашмурина. Два танка, тяжелых, вооруженных 85-мм пушкой – это была бы непозволительная роскошь в военное время. Поэтому в серию пошел уже апробированный КВ, а над ИСом начали работать «на перспективу».

Перспектива была такой: отказавшись от идеи (заведомо провальной, кстати) создания тяжелого танка с высокой скоростью, огневой мощью и броней, начали работы над машиной, где про скорость просто забыли. Зато броня должна была бы выдерживать попадания любого немецкого снаряда, а пушка нового танка бить «кошек» в любой проекции с комфортных дистанций.

Встал вопрос о новом орудии. С подачи Котина, кстати. Жозеф Яковлевич видел несколько дальше, и вполне мог предсказать появление и «Фердинандов», и «Королевских тигров».

Поэтому 85-мм орудие ДТ-5 осталось на отличном среднем танке Т-34-85 и условно тяжелом КВ-85. Собственно, всего 148 выпущенных КВ-85 – лучшее подтверждение того, что танк вышел так себе.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Д-5Т – действительно хорошее оружие для среднего танка. Но для борьбы с «кошками» нужно было орудие поосновательнее. В итоге — 122-мм корпусная пушка А-19, которая была хорошо освоена советской промышленностью и выпускалось в Перми с достаточной скоростью и качеством.

Испытания показали, что «новое» орудие нового танка с расстояния 1000-1500 метров уверенно пробивает «Пантеру», а при удачном попадании срывает башню с погона.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Но за это пришлось платить скорострельностью. У пушки А-19, которая стала танковой ДТ-25Т, было раздельно-гильзовое заряжание. Увы, для столь крупного калибра – нормальная практика того времени. Потому максимальная скорострельность – 2-3 выстрела в минуту.

Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику, при прорыве укрепленных районов противника и поддержке пехоты. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИСах танкистов, низкая скорострельность танка в реальных боевых условиях обычно не была проблемой.

Основная задача – точно прицелиться, остальное все сделает снаряд, которому просто надо попасть во вражеский танк. В любое его место, в любой проекции.

Хуже, что боекомплект оказался небольшим, всего 28 снарядов. По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх нормы, ибо такой запас карман не тянет. Благо, в отличие от других танков, места в ИСе хватает.

Раз мы заговорили о месте, то пора в люк залезть.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Сразу отметим, что этот танк несколько недоработан с точки зрения сотрудников музея, не хватает некоторых деталей интерьера внутри, но это поправимое дело, знаем.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Орудие. С большой буквы Пушка. На полбашни.
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Сложно сказать, как в то время было с освещением. Явно небогато.
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Место боекомплекта. Снаряды тут еще появятся.
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Здесь должны лежать магазины для пулеметов.
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Вид на место механика-водителя с командирского места. Нет люка, как на Т-34, и все, что видит мехвод — это направление через смотровую щель.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Но при таком танке оно ему особо и не надо больше. Зато — не достанут.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Механизмы точной наводки орудия:

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Вот есть какое-то ощущение надежности и мощи. Как есть, кошкодав.

Обычно ИСы двигались позади боевых порядков группами, в задачи которых была поддержка танков первого эшелона. Тяжелые танки двигались в 200-300 метрах от Т-34 и самоходок, которые наступали в первом эшелоне. Для немецких танков и САУ, планировавших контратаковать либо работать из засады, наличие в наступающих рядах ИС-2 весьма усложняло задачу. Повторюсь, главное для 122-мм снаряда – попасть в корпус вражеской машины. А что конкретно там будет выведено из строя (в том числе и экипаж) – дело второе.

В истории отмечено, что ИС-2 был достаточно надежной машиной. Это отмечали многие танкисты в своих воспоминаниях. При умелом уходе ИС мог пройти без происшествий до 100 километров в сутки.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Это он, В-2ИС, сердце пламенное.

Наиболее эффективно показал себя ИС-2 во время городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление огневых позиций противника стали основными боевыми задачами. ИС-2 мог как бульдозер просто сметать уличные баррикады, а если не хватало мощности двигателя или пространства для маневра – наготове всегда имелся вышеупомянутый 122-мм аргумент.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Реальную угрозу для танка представляли расчеты гранатометчиков и противотанковые орудия, бьющие в упор. Но здесь уже дело было в работе пехоты, да и три пулемета представляли собой хорошее подспорье. Особенно ДШК на башне.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Интересный кадр: ИС-2 в Берлине. Справа — легенда советской кинохроники Роман Лазаревич Кармен, автор сериала «Неизвестная война».

Можно еще очень долго говорить об этом танке и его вкладе в Победу, но если в целом, то это один из лучших танков мира, в первую очередь, за счет именно своей сбалансированности и надежности. Да, как в песне пелось, броня его была крепка. Быстрым Ис-2 не был, но это ему и не требовалось.

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

ТТХ ИС-2

Боевая масса, т: 46
Экипаж, чел: 4

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Размеры
Длина корпуса, мм: 6770
Длина с пушкой вперёд, мм: 9830
Ширина, мм: 3070
Высота, мм: 2630
Клиренс, мм: 420

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Бронирование
Тип брони: катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град: 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град: 100 / −30°
Борт корпуса, мм/град: 90-120 / 15°
Корма корпуса (верх), мм/град: 60 / 49°
Корма корпуса (низ), мм/град: 60 / −41°
Днище, мм: 20
Лоб башни, мм: 100

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Вооружение:
122-мм пушка Д-25Т, 3 × 7,62-мм пулемета ДТ, 1 × 12,7-мм пулемет ДШК (начиная с 1944 г.)
Боекомплект пушки: 28 снарядов

Углы ВН, град: −3…+20°
Углы ГН, град: 360°
Дальность стрельбы, км: 4

Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри

Подвижность:
Тип двигателя: V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель В‑2ИС
Мощность двигателя, л. с: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15
Запас хода по шоссе, км: 240
Запас хода по пересечённой местности, км: 160
Тип подвески: торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,8
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 1
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: 1,3

Необходимое послесловие. Да, в этом обзоре чего-то сильно не хватает. С нашей точки зрения, это видеокомментариев специалиста. Настоящего специалиста. Поэтому в следующий наш визит в Музей отечественной военной истории мы возьмем с собой настоящего эксперта по танкам. На сайте он известен как АлексТВ. Уверены, что как специалисту Алексею будет что сказать.

Автор: Роман Скоморохов

Использованы фотографии: Роман Скоморохов, Роман Кривов

Источник →

Click to comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

To Top
Перейти к верхней панели