Великая Отечественная война

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Избранные места и фотографии из книги “Снимая русскую войну” Маргарет Бурк-Уайт, которая летом 1941 года была единственным иностранным фотографом на территории СССР. Ее книга – это уникальный материал, состоящий из редких фотографий, описания событий глазами западного человека и интересных бытовых подробностей. Букв получилось так много, что для читабельности я вынужден был разбавить их фотографиями из архива LIFE. Они тоже за авторством Бурк-Уайт, но уже давно в сети, поэтому более известны. Сразу уточню, что это не дословный перевод текста, а вольная попытка пересказать содержание некоторых глав, не искажая указанных там фактов. Книга была издана в Нью-Йорке в 1942 году. У меня оригинальное издание, купленное не ebay.

В Советский Союз Маргарет поехала вместе со своим мужем писателем и журналистом Эрскином Колдуэллом. Их союз был недолгим. Они поженились в 1939-м и развелись в 1942-м. Поездка никак не афишировалась и не согласовывалась, и все, что она смогла получить это разрешение Госдепартамента США и въездную визу в СССР. Представитель советского посольства предупредил ее о том, что уже в течение нескольких лет на территории СССР действует запрет на работу иностранных фотографов, и он не может гарантировать, что она получит разрешение на фотосъемку. Одним из немногих, кто знал о поездке Маргарет, были фоторедактор журнала LIFE.

Ее муж Эрскин ехал, как фрилансер. У него была предварительная договоренность с журналом LIFE и CBS о публикации будущих материалов, если такие появятся и будут представлять интерес. Советский Союз был выбран, как страна, которая вскоре должна была вступить в войну против Германии. В Америке в этом уже никто не сомневался. Весь вопрос был в том, когда это случится.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Маргарет потратила почти месяц перед поездкой на подготовку оборудования и уроки по ремонту фототехники, понимая, что случись что-то с техникой в СССР она окажется с этой проблемой наедине. С собой она взяла 3 000 ламп для фотовспышки, огромное количество пленки, пять камер, двадцать два объектива, переносное оборудование для печати и проявки, фотохимию, дубликаты всех винтов использовавшихся в оборудовании и многое другое. Большая часть всего этого была отправлена морем в Гонконг. Все это весило около 300 килограмм. В конце марта 1941 года они отправились в свой длинный путь: Нью-Йорк – Индианаполис – Гонолулу – остров Мидуэй – остров Уэйк – Манила – Гонконг -Чунцин – Ланьчжоу – Гоби – Хами – Алма-Ата – Москва.

Путешествие было долгим, с остановками и сменой транспорта. Где могли добирались самолетами. Где не было такой возможности ехали на машинах. На один только Китай у них ушел целый месяц. На советской таможне в Алма-Ате у них внимательно досмотрели оборудование, проверив содержимое всех бутылок при помощи палочки. Вдруг там что спрятано. Дальше был долгий перелет в Москву с несколькими посадками, который занял у них полтора дня. В столицу СССР они прибыли в самом начале мая.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Улица Горького в сторону Исторического музея.

Благодаря трем предыдущим визитам в СССР и при помощи Союза писателей СССР и Обществу по культурному обмену с зарубежными странами ей удалось получить разрешение на фотосъемку. Несмотря на кучу наложенных запретов и ограничений, она все равно была безумно рада. Помимо запретов съемке мешала плохая погода. В мае 1941 в Москве шел снег, а небо почти весь месяц было затянуто серыми облаками. Помимо облаков в небе висело предчувствие будущей войны. При том, что действовал пакт о ненападении, немцев можно было встретить во всех московских отелях, а советская пресса не писала ни одного анти-немецкого слова, в бытовых разговорах и настроениях собеседников чувствовалась скорая и неизбежная война.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Люди слушают выступление в Парке культуры и отдыха.

В Москве они встречались Евгением Петровым, с которым Маргарет познакомилась в Нью-Йорке во время его совместного с Ильфом путешествия по Америке (Ильф умер в 1937-м). Сергей Эйзенштейн организовал для них специальный показ своего фильма “Александр Невский”. После сеанса Эйзенштейн проницательно заметил, что совсем скоро фильм снова вернется на большой экран.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Работницы мясокомбината имени Микояна.

Больше всего Маргарет потрясла новость о том, что в своей речи от 5 мая 1941 года, адресованной выпускниками Военной академии, Сталин заявил, что именно Германия является настоящим врагом СССР. В газеты текст выступления попал в отредактированном виде, но суть все равно дошла до западных журналистов в Москве. Передать эту новость в редакции не позволила цензура. Один из корреспондентов, который смог тайно переслать информацию об этом за рубеж, был выслан из СССР в течение недели.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Очередь в мавзолей.

Американский посол Стейнхард в течение нескольких недель вел приготовления к будущей эвакуации дипломатического представительства. Резервное американское посольство было оборудовано на даче в 30 километрах от Москвы по Ленинградскому шоссе. Он был целиком поглощен этим вопросом и сам выбирал цвета для окраски стен и плотную ткань, чтобы занавесить окна. Ткани, как и многое другое, что невозможно было достать в Москве, доставляли из Стокгольма со специальным курьером. Он заказал из США несколько больших палаток и установил их под деревьями рядом с домом для размещения американских граждан, которым придется покинуть отели в случае начала боевых действий. До последнего момента он не знал, что место, выбранное им для эвакуации, было в опасной близости к нескольким фабрикам по производству боеприпасов, которые подверглись массированным бомбардировкам. Когда это стало известно, то уже не было ни возможности, ни времени искать что-то другое.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Очередь в магазине одежды на улице Горького.

Маргарет с мужем жили в номере отеля Националь, который почти наполовину был заселен немцами. Номер стоил 96 рублей в сутки (18 долларов по существовавшему тогда курсу). Окна комнаты выходили на улицу Горького – Пятую авеню Москвы, как она ее именовала. Из окон был виден магазин сыров, магазин шампанских вин, магазин игрушек и больше всего поразивший ее магазин диетического питания. Внутри принимал врач, который бесплатно подбирал индивидуальную диету и давал рекомендации по здоровому питанию. Еще ее поразили диетические салаты и 32 вида хлеба. Она стала ходить туда постоянно из-за шоколада. В обычном гастрономе плитка стоила $2.50 (если перевести на доллары), в диетическом же, плитка специально изготовленного шоколада стоила всего 50 центов.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Улица Горького.

Маргарет обратила внимание, что в обычных разговорах люди все чаще и чаще обращались к теме политики и войне. Стало ходить множество анекдотов про Гитлера. Вот один из услышанных ей в Москве.

Дойдя до берега Английского канала Гитлер понял, что перед ним непреодолимая водная преграда и он не знает, что с этим делать и как перевести армию на ту сторону. В поисках решения он обращается к старому раввину за советом:

  • Скажи мне ребе, как мне перейти через канал?
  • Это совсем не трудно, отвечает тот. У Моисея была точно такая же проблема тысячи лет назад.
  • И что он сделал? – спрашивает Гитлер.
  • Он поступил очень просто. Взял посох, ткнул им в воду, а та расступилась перед ним.
  • О! Это то, что мне нужно. Где взять этот посох?
  • В Британском музее, – ответил ребе.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Лобби отеля Москва.

Еще одним индикатором ухудшения ситуации в стране был запрет на выезд иностранцев за пределы Москвы. Даже дипломатам приходилось получать специальное разрешение на поездки по СССР. Многим отказывали. Поначалу это вызвало возмущение среди дипломатов, но потом они поняли, что мера направлена против немцев, которых таким образом держали подальше от происходящего в регионах. В начале июня Маргарет и Эрскину удается получить разрешение на небольшое путешествие по Советскому Союзу и вместе с Евгением Петровым они отправляются в поездку по Украине, на Кавказ и в Крым.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Кисловодск.

Новость о начале войны застает их на обратном пути, когда они едут на поезде из Сочи в Москву. Общей картины происходящего нет. До них доходят только обрывки информации из радиоприемников на станциях и новостей, которые люди передают из уст в уста. По пути им встречается множество эшелонов с солдатами и военной техникой. Один из солдат передает им через окно газету и ее зачитывают до дыр, передавая из вагона в вагон. В Москву они возвращаются только 27 июня и поселяются в том же самом Национале. Им выдают номер, в котором до недавнего времени жил торговый представитель Германии в СССР. Это огромные апартаменты с пианино и отдельной террасой, с которой открывается вид на Красную площадь и мавзолей Ленина. Самое удивительное, что стоит он те же 96 рублей в сутки. Маргарет расспросила портье и узнала, что немцы начали массово выезжать из отеля за неделю до начала войны. В течение этого времени все немецкие представители срочно покинули Москву. К субботе 21 июня не осталось никого кроме двух человек, которые в спешке сбежали на следующее утро, бросив свои чемоданы и не заплатив за проживание.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Ворота Кремля.

На следующее утро первое, что узнает Маргарет, это вышел новый приказ (она называет его “anticamera law”), на основании которого в каждого человека с камерой в руках можно стрелять без предупреждения. В этот момент она понимает, что ей выпал величайший шанс в жизни. Она единственный фотограф и представитель иностранной прессы в огромной стране, которая вступила в одну из самых больших воин в своей истории. Второй проблемой становится американский приказ об обязательной эвакуации всех граждан США из Москвы. Часть вывозят самолетами в Стокгольм, а остальных отправляют на поезде во Владивосток. Посол Стейнхард предупреждает их о возможной скорой бомбардировке города и сообщает, что осталось два последних свободных места в вагоне и что это их последний шанс уехать. Маргарет с мужем отказываются и отвечают ему, что приехали в Москву, для того, чтобы работать, а не чтобы сбежать в один из самых важных моментов в истории.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Москва в свете луны.

Эвакуация детей официально не объявлялась даже тогда, когда фронт подошел к Смоленску. Вместо этого было сказано, что 20 000 школьников будут отправлены на летние каникулы в северные районы “для проведения научных исследований”, а еще 50 000 поедут в экспедицию в Центральную Азию “для геологических изысканий”. Когда немцы подошли ближе к Москве, то улицы вокруг вокзалов были заполнены тысячами женщин с детьми, которые фактически жили там помногу дней в ожидании свободного места в поезде.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Уличная торговля.

Когда Маргарет пошла в парикмахерскую, чтобы помыть голову и сделать маникюр, то увидела объявление, что в Москве больше нет маникюрщиц и данная услуга не предоставляется. На вопрос: «Почему?» – она получила ответ, что все работницы отправлены в тыл для уходя за детьми. Маргарет пришлось самой научиться красить и полировать свои ногти.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Камуфляж, нанесенный на Манежной площади.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Толпы москвичей, выходящие на улицу со станции метро Площадь Свердлова, где они прятались во время очередного авианалета. Здание на фото это гостиница «Москва».

Посол США передвигался в сопровождении шести сотрудников НКВД, которые были одновременно его телохранителями и надзирателями (Маргарет прозвала их YMCA boys). Каждый его шаг был под контролем, куда бы он ни пошел. Та же участь постигла и других дипломатов. Менялось лишь количество приставленных сотрудников, которое зависело от статуса сопровождаемого лица. Посол почти не общался с ними, но, по его признанию, за два года так привык к молчаливым попутчикам, что когда их не было рядом, то начинал по ним скучать. Ей запомнился момент, когда во время ужина в одном из лучших и самых дорогих ресторанов Москвы, люди за соседним столиком без возражений и как по команде встали и ушли, оставив тарелки с недоеденной едой. И все это лишь потому, что надо было посадить сопровождавших посла сотрудников НКВД, которые тут же заказали себе самые изысканные и дорогие блюда. Кто платил за все это, и платил ли вообще, так и осталось неизвестным. Когда посол приезжал к ним в отель, то двое оставались на улице охранять автомобиль, один стоял у входа в отель, один смотрел за лестницей и лифтом на их этаже, а двое стояли в коридоре у дверей номера. Сотрудники НКВД никак не препятствовали перемещению по городу и когда они однажды вместе с послом спустились в метро, то те помогали им, оберегая от давки и толпы.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Эскалатор в метро, который поднимает людей наверх со скоростью в три раза быстрее, чем в Нью-Йорке.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Станция метро Маяковская.

Первую бомбежку с фотоаппаратом на изготовке Маргарет встретила 26 июля в Спаззо-Хаусе, резиденции американского посла, которая использовалась в то время в качестве посольства. Это было единственное место, где она была уверена в том, что никто не побеспокоит ее во время налета и не сможет запретить вести съемку. В ту ночь посол Стейнхард уехал на дачу, а в здании остались лишь несколько советских работников, которые следили за крышей и должны были тушить зажигательные бомбы. Все началось ровно в десять вечера. Маргарет с мужем выбрались на пологую крышу за окном кабинета посла и принялись наблюдать за небом, изрезанным десятками мощных лучей прожекторов. Над их головами, то там, то тут возникали вспышки от разрывов снарядов, следы трассирующих пуль и яркое пламя зажигательных бомб, медленно спускавшихся на парашютах. В ту же ночь был сбит первый немецкий самолет, а одна из 500-килограммовых бомб взорвалась рядом со Спаззо-Хаусом, упав на здание театра имени Евгения Вахтангова и полностью уничтожив его. При взрыве погибли люди, находившиеся в убежище под театром, а также актеры Василий Куза и Николай Чистяков, которые дежурили в ту ночь на крыше. Здании резиденции отделалось лишь выбитыми окнами. Вернувшись в отель, Маргарет начала проявлять и печатать получившиеся фотографии, но процесс был прерван очередным налетом и звуком воздушной тревоги. Чтобы спасти снимки, ей пришлось остаться в номере и прятаться под кроватью от бдительных дежурных, которые проверяли номера и сгоняли постояльцев отеля в ближайшее бомбоубежище.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Люди в бомбоубежище.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Украинские колхозницы. Когда началась война, то женщины добровольно взяли на себя ту работу, которая раньше лежала на плечах мужчин. «Мы должны работать в три раза больше», – говорили они мне. Один раз за себя, один раз за мужчин, ушедших на фронт, и один раз за нашу родину. Боевой дух был настолько сильным, что женщины больше не ходили на работу, они маршировали на нее. Они даже начали держать свои сельскохозяйственные инструменты, как настоящее оружие. Благодаря этому им в одиночку удавалось собирать урожай так же эффективно, как если бы рядом с ними были их сыновья и мужья.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Фабрика плакатов. Когда я увидела эту сцену, то подумала, что попала в мастерскую Уолта Диснея. Художники, писатели и поэты работали вместе. На фото справа они демонстрируют новую серию плакатов с буквами алфавита, публикуя по одной новой букве каждый день. Слева можно увидеть трафаретные копии работ Ивана Тимида. Плакаты изготавливались при помощи трафарета, карандаша и гуаши. Работа кипела 24 часа в сутки.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Так как у русских буквы G и H в иностранных именах звучат одинаково, то они используют это в своей пропаганде. Красив, как Геббельс. Стройный, как Геринг. Блондин, как Гитлер.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Плакаты в окне магазина диетических продуктов на улице Горького.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Русская кинозвезда Орлова и ее муж кинорежиссер Александров. Безо всяких сомнений, Любовь Орлова самая известная киноактриса в СССР и одна из немногих женщин в стране, которые носят широкие брюки. Она настолько популярна, что когда Александров хочет попасть куда-нибудь, где много солдат и охраны, то берет ее с собой. Никто не преграждает им дорогу, не спрашивает документов, а солдаты только приветливо машут руками и говорят, что Орловой паспорт не нужен. Ее знают все. Она пацанка и любит жаргонные словечки, чему пытается научить и меня. Она всеобщая любимица, а ее муж боготворит ее, снимает все фильмы исключительно с ее участием.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Александров и Орлова встречают гостей на своей даче, которая находится в 40 километрах от Москвы в сторону Смоленска. Александров сам спроектировал дом, привезя архитектурные идеи из Калифорнии и Мексики, где работал над фильмом вместе с Эйзенштейном. С веранды можно наблюдать за авианалетами на Москву, а дороги в сторону дачи забиты военной техникой и солдатами, идущими в сторону фронта.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

У них большая гостиная и камин, который очень редко встречается в России. Александров зовет жену Чарли с тех пор, как они впервые встретились на одной из съемочных площадок. Вместо привычных в такой ситуации (в Америке) коктейлей, подавали белое и красное вино.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Александров не пьет ничего крепче вина, в то время как его жена предпочитает грузинскую водку. Иметь дачу могут себе позволить только известные писатели, артисты, люди связанные с театром и кино, ученые, партийные деятели и другие люди с высокими доходами.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Плакат в парке культуры и отдыха. Парк стал центром обучения противовоздушной обороны. На плакате показано, как надо бороться с упавшими на крышу зажигательными бомбами. Рядом подписи: «Уничтожим фашистских захватчиков!» и «Смерть кровавым фашистам!». У москвичей давние и богатые традиции в борьбе с огнем. Еще до войны они занимались профилактической подготовкой. Когда англичане прислали своих экспертов из Лондона, то те сказали, что им нечему научить русских, настолько хорошо и слаженно они все делают. На крышах дежурят все, включая женщин и детей. Эйзенштейн, Шостакович, Александров, Тиссэ, оперные певцы, ученые и многие другие – у всех у них есть большой опыт по борьбе с зажигательными бомбами.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Пташкина (справа на фото) – героическая женщина, которая смогла убрать с крыши 35 зажигательных бомб за одну ночь. Она инвалид, но отказалась эвакуироваться и организовала бригаду для борьбы с огнем, состоящую из одних школьников. На фото они посыпают учебную бомбу песком и поливают водой из шланга. Пташкина была награждена медалью и премией в 500 рублей.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

Колокольня Ивана Великого в Кремле во время авианалета. Когда зажигательная бомба сброшена, то у немецких пилотов появляется возможность найти нужные им на земле цели. Черно-белое фото не передает всей яркости цветов в ту ночь. Трассирующие пули оставляют за собой ярко красные следы, взрывы от зенитных снарядов могут быть голубыми, желтыми или оранжевыми, зажигательные бомбы светятся разными цветами, от желтого или оранжевого до красного. Большие всегда светятся ярко белым светом.

Москва 1941-го глазами американского фотографа

«Белые ночи Москвы», – это фраза, которую москвичи использовали столетиями, но именно во время войны она обрела смысл. Окна и силуэты домов на фото слева не настоящие. Они нарисованы при помощи негорючей краски на полотне, которым обтянуты здания Кремля. Это часть многоцветной системы камуфляжа Кремля. На стенах также нарисованы несуществующие здания и деревья, а маскировочной сеткой накрыты Царь-пушка и Царь-колокол. Фото сделано с 12-минутной выдержкой.

Источник

3 комментария

3 Comments

  1. georges5194 - Rank : Знаток

    01.04.2018 at 22:14

    Интересно и полезно увидеть и узнать! Благодарю вас!

  2. Юрий Симонов✔(Мастер) - Rank : Знаток

    01.04.2018 at 22:15

    Интересно и полезно увидеть и узнать!

  3. Юрий Симонов✔(Мастер) - Rank : Знаток

    01.04.2018 at 22:16

    Благодарю Вас!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

To Top
%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели