Это интересно

Как умер колоритный каратист из «Пиратов XX века»

Как умер колоритный каратист из «Пиратов XX века»

Все мы помним Талгата Нигматуллина по его яркой роли в кинофильме «Пираты ХХ века». Он был талантливым актером и неординарной личностью. Помимо съемок в фильмах этот человек писал рассказы, увлекался карате и восточной философией. Интерес к тайным духовным практикам привел Талгата Нигматуллина в секту, представители которой избили известного актера до смерти. Обстоятельства его гибели, случившейся более 30 лет назад, до сих пор вызывают многочисленные споры и версии.

Успешный актер

Талгат Кадырович Нигматуллин (1949-1985 гг.) вырос в Узбекистане. Его отец был шахтером, он погиб, когда сыну не исполнилось еще и двух лет. Мать будущего актера работала директором школы в Ташкенте, она в одиночку растила двоих сыновей. Какое-то время Талгату даже пришлось провести в детском доме.

Он переболел рахитом, поэтому в юности стал усиленно заниматься спортом, хотел исправить осанку и внешний вид. Парня серьезно заинтересовали восточные единоборства, в первую очередь, карате.

После окончания Московского училища циркового и эстрадного искусства Нигматуллин поступил во ВГИК. Он дебютировал в кино в роли белогвардейца из фильма «Баллада о солдате» (1967 год). Если первые актерские работы Талгата не принесли ему широкой известности, то в последующие годы к нему пришла завидная популярность. Ей поспособствовали роли в фильмах: «Волчья яма», «Пираты ХХ века» и «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

Успешный актер дружил со своим коллегой по цеху – Николаем Еременко, другими известными личностями: писателями, режиссерами, художниками, сценаристами. Казалось, все возможности для дальнейшего творческого роста открыты перед ним.

Вступление в секту

Поклонники творчества Талгата Нигматуллина, его друзья и коллеги до сих пор недоумевают: что подвигло успешного артиста на вступление в секту Абая Борубаева и Мирзы Кымбытбаева? Впрочем, на закате советской эпохи многие представители творческой богемы увлекались модными в то время эзотерическими практиками, основанными на философии буддизма.

Известный российский журналист и биограф Федор Раззаков в своей книге «Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца», которая была издана в Москве в 2010 году, написал, что восточные духовные практики заинтересовали Талгата Нигматуллина в конце 70-х годов. Актер, серьезно занимавшийся карате и лично делавший все трюки в картине «Пираты ХХ века», доверился шарлатанам.

Абай Борубаев – основатель секты – был человеком предприимчивым, эгоистичным и обладал несомненным даром убеждения. Он родился в городе Фрунзе (современное название – Бишкек) Киргизской ССР в обеспеченной и влиятельной семье. Отец Абая долгие годы работал главным редактором республиканского издания. Получив диплом экономиста и немного поработав по комсомольской линии, будущий аферист задумался о более перспективном и выгодном занятии.

Мирза Кымбытбаев – самопровозглашенный экстрасенс и народный целитель из Каракалпакии. Он несколько раз обвинялся в тунеядстве. На жизнь зарабатывал тем, что «лечил» доверчивых граждан с помощью якобы имеющихся у него способностей к биоэнергетике.

В середине 70-х годов эти двое встретились и решили объединить усилия. 33-летний Абай Борубаев взял на себя организационные моменты и популяризацию секты, а 48-летний Мирза Кымбытбаев выступал в роли просветленного духовного учителя, обладающего мистическими знаниями и даром целителя. Свою секту они назвали «Четвертый путь» и продвигали в народ причудливую смесь эзотерики и дзен-буддизма – «новое учение».

Дело пошло. К лже-экстрасенсу стали приезжать люди из других городов и республик СССР, ведь благодаря своей предприимчивости и смекалке Борубаев сумел выстроить эффективный бизнес. Он узнавал информацию о людях, прибывших за исцелением или духовным просветлением, а затем Кымбытбаев поражал людей своим «провидением».

Справедливо полагая, что большие деньги можно заработать в Москве, в начале 80-х годов Абай и Мирза отправились в столицу, чтобы привлекать новых адептов. Представителям творческой интеллигенции, находившимся в тот период в духовных поисках, аферисты умело врали. Борубаев выдавал себя за ученого, изучающего экстрасенсорные способности Кымбытбаева. На их удочку попались многие известные писатели, журналисты, художники, артисты.

Как человек эгоистичный и самовлюбленный, Абай придумал ряд ритуалов духовного очищения и просветления, унижающих достоинство учеников. Себя он называл Учителем и требовал от людей, поверивших ему, беспрекословного подчинения. Нигматуллин, как и другие члены секты, просил подаяние на улице, одевшись в рубище, поскольку Борубаев сказал ему, что это поможет личностному росту актера.

Секта быстро разрослась, вскоре ее филиалы открылись по всему СССР – в Вильнюсе, Таллинне, Киеве, Риге и других крупных городах. А Талгат настолько увлекся лже-учением аферистов, что посвятил им свой режиссерский дебют – короткометражный фильм «Эхо».

Сын известного актера Саид Дашук-Нигматулин в одном из своих интервью пояснил, что секту его отец вступил, потому что находился в духовных поисках, стремился к познанию высшей истины и искал совершенства.

Гибель

В начале 1985 года члены вильнюсского филиала решили отделиться от секты, перестав платить взносы «на развитие общего дела», которые шли в карман Абаю и Мирзе. Аферисты собирали деньги с адептов, обещая открыть Институт изучения человека, который якобы раздвинет границы между наукой и экстрасенсорикой.

Отказ одного из филиалов мог пагубно отразиться на бизнесе, поэтому Борубаев, Кымбытбаев и несколько их последователей отправились в столицу Литвы. Они собирались наказать отступников. Позвали с собой и Нигматуллина.

Абай потребовал от него, чтобы Талгат, занимавшийся карате, участвовал в рэкете. Руководители секты и несколько крепких ребят ходили по домам бывших адептов, угрожая им и требуя денег. Известный актер отказался этим заниматься. Факт неподчинения вывел лже-учителя из себя. Масла в огонь подлила и банальная зависть: за месяц до поездки в Вильнюс вышел очередной номер журнала «Советский экран», на обложке которого красовалась фотография Нигматуллина. Абай тоже хотел славы и признания, его это сильно задело.

Решив преподать урок «зарвавшейся и обнаглевшей знаменитости», Борубаев приказал своим последователям избить Талгата. Произошло это вечером 10 февраля 1985 года на квартире литовского художника Андрюса Калинаускаса по адресу: Вильнюс, улица Ленина, дом 49.

По информации писателя Федора Раззакова, в избиении участвовали: сам Абай, титулованный московский тренер-каратист Владимир Пестрецов и двое его учеников. Актер не сопротивлялся, он думал, что Учитель остановит своих последователей, убедившись в его покорности. Но этого не произошло. Сектанты вошли в раж.

Обеспокоенные шумом, соседи художника А.В. Калинаускаса ночью вызвали милицию, но потерявшего сознание Талгата преступники спрятали в ванной, а хозяйка квартиры сказала сотрудникам органов, что они просто отмечают защиту диссертации ее мужа в компании друзей. Милиция уехала. А избиение актера продолжилось. Он уже не мог сопротивляться. Утром 11 февраля сектанты поняли, что перестарались. Они вызвали скорую помощь, а врачам сказали, что Нигматуллина кто-то сильно избил на улице, и он с трудом добрался до квартиры знакомых. Но медики им не поверили, ведь в подъезде не нашлось ни одной капли крови. А на теле Талгата они насчитали 119 повреждений, из которых 22 удара были нанесены в голову. Сын покойного Саид Дашук-Нигматулин утверждает, что его отец умер в машине скорой помощи по пути в больницу.

Возмездие

Страшная смерть актера вызвала множество слухов, гипотез, предположений. Одни журналисты утверждали, что Абай и Мирза создали секту по указке ЦРУ, а другие думали, что в деле замешаны наркотики.

Милиция быстро определила виновных. Вскоре состоялся суд над аферистами и сектантами. Борубаев получил 14 лет лишения свободы, а Кымбытбаев – 10 лет. Остальные преступники были приговорены к меньшим срокам заключения. Абай умер в 1988 году в тюрьме от туберкулеза, а Мирза отсидел свое и вышел на свободу. В 2006 году он скончался от цирроза печени. Изувеченный труп Талгата был кремирован в Каунасе. Прах актера похоронен на ташкентском кладбище «Чилонзор Ота».

Источник

Click to comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

To Top
Перейти к верхней панели