История Армии

Как угробили советские САУ перед войной

Советские САУ конструировал Сячинтов Павел Николаевич (1891 — 6.05.1937), русский, родом из деревни Вартемяги Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии. Проживал в Ленинграде, работал конструктором орудий на опытном заводе им. Кирова. Сячинтов был конструктором пушки ПС-1, которую устанавливали в советский танк МС-1. Затем он сконструировал 76,2-мм пушку, предназначенной для установки в средние, тяжелые танки, а также в артиллерийские танки и САУ (ПС-3). Пушка содержала много новинок для советского танкостроения: ножной спуск, крепление по-походному, двойную оптику, подъемный механизм со сдающим звеном. Важным преимуществом ПС-3 был клиновой полуавтоматический затвор, обеспечивающий быстрое заряжание орудия с места и в движении танка одним человеком.

САУ поддержки АТ-1 с пушкой ПС-3

Как угробили советские САУ перед войной

В 1931г. Спецмаштрест получил техзадание ГАУ на разработку целого ряда самоходных орудий. В 1934 конструкторское бюро Сячинтова разработало несколько вариантов СУ-5: с 76,2 мм пушкой; 122 мм гаубицей и с 152,4 мм мортирой. Военным больше понравился вариант СУ-5-2 со 122-мм гаубицей. Первые десять серийных СУ-5-2 были собраны к лету 1936 года. Две из них тут же направили в 7-й механизированный корпус для прохождения войсковых испытаний, которые длились с 25 июня по 20 июля 1936 года в районе Луги. Пробег машин составил 988 и 1014 км, каждая из них сделала по 100 выстрелов. Результаты испытаний были следующими:

«1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержали.

2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивы при стрельбе.

3. При внесении изменений и дополнений самоходные установки желательно принять на вооружение мехсоединений как артиллерию непосредственной поддержки.

4. Как правило, самоходные установки использовать с открытых позиций как артиллерию сопровождения.

Основные выявленные недостатки:

— увеличить возимый боекомплект до 10 снарядов;

— усилить рессоры;

— необходимо увеличить мощность двигателя, так как СУ-5 перегружена;

— перенести глушитель в другое место;

— оборудовать вентиляцией отделение водителя».

Су-5-2

Как угробили советские САУ перед войной

Вскоре появился опытный образец САУ под условным наименованием СУ-14 с 203мм орудием. В течение 3-х последующих лет шла работа над устранением многочисленных техпроблем, был заменен двигатель, а вместо 203мм орудия поставили более удачное 152мм с уникальной дальностью: 25км. В 1936г. 2 опытных образца СУ-14 и СУ-14-1 успешно прошли полный цикл госиспытаний и можно было начинать их серийный выпуск.

СУ-14

Как угробили советские САУ перед войной

За успешную разработку отечественных самоходных артиллерийских установок П.Н.Сячинтову в торжественной обстановке вручили орден Ленина, а в декабре 1936 года Павел Николаевич был арестован. 6 мая 1937 года он осуждён Выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР по статьям 58-6, 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР и приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в тот же день. Ведущего конструктора танковых орудий и первых советских САУ обвинили в «шпионаже, вредительстве, совершении террористических актов, саботаже и ведении подрывной работы в коллективе». Реабилитирован после смерти Сталина.

Заодно расстреляли и конструктора, проектировавшего гаубицу к СУ-14 — Н.Н.Магдисиева. Работа над САУ и над всеми образцами вооружения, разработкой которых руководил Сячинтов, была прекращена. В Великую Отечественную войну Красная армия вступила без «вредных» САУ, выпуск которых был налажен только в конце 1942г., то есть, на 5 лет позже, чем это могло быть при вменяемом подходе к делу. Два опытных экземпляра СУ-14 прошли на испытаниях от 500 до 800 км. С учетом того, что первые серийные Т34 и КВ ломались через 50-100 км — неплохой результат! Про оставшиеся два экземпляра СУ-14 вспомнили в январе 1940г., когда выяснилось, что нечем разрушать финские доты. Снова пригодились СУ-14 осенью 1941г., когда немцы прорвались к Москве. Две СУ-14 в составе сводного отряда несерийной бронетехники, использовались для стрельбы по немцам с закрытых позиций на большой дальности.

Тем временем в Германии не дремали: в 1937 году из цехов фирмы «Даймлер-Бенц» выкатился опытный образец немецкой самоходки «StuG», ставшей самой массовой бронированной машиной вермахта, а после ее вооружения в 1942 году длинноствольным орудием – и основным противотанковым средством. Вермахт в 1941 атаковал СССР, уже имея на вооружении сотни САУ. Интересно, что в 1930 году конструкторы Daimler-Benz разрабатывали проект штурмовой САУ для Красной Армии в рамках деятельности совместной советско-немецкой Технической комиссии (TEKO). Полученные наработки пригодились и советской, и немецкой стороне, ведь силуэты и основные ТТХ АТ-1 и «Штуга» очень похожи.

Одна из первых модификаций «StuG»

Как угробили советские САУ перед войной

Павел Николаевич, мы Вас помним!

К сожалению, точное фото конструктора найти не удалось, хотя не исключено, что Сячинтов Павел Николаевич есть на фотографии, где запечатлен момент испытаний танковой башни Т-35 с пушкой ПС-3

Как угробили советские САУ перед войной

Расстрелянные САУ http://modelist-konstruktor.co…

Довоенные самоходки РККА http://alternathistory.com/dov…

Источник. https://historical-fact.livejo…

 
 

Источник →
Хронографъ

Друзья , без вашей поддержки мы долго не протянем , если Вам нравится то что мы делаем — помогите нашему историческому проекту «Хронографъ» http://topstory.su/

Большая благодарность всем кто откликнулся**

«Здоровое недоверие — хорошая основа для совместной работы» — И. В. Сталин

Click to comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

Присоединиться к еще 46 072 подписчикам

Рубрики

Архивы

Хронографъ © 2017-2018 осн. 28 ноября 2017 г.

To Top
Перейти к верхней панели