История СССР

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Несколько лет назад ко мне в руки попала пачка старых фотографий из редакции газеты «Метростроевец». Они были отсканированы и надолго похоронены на жестком диске. Теперь я вам их покажу. Десяток фотографий было подписано с обратной стороны. Ещё на некоторых можно угадать, какой объект на них изображен или чем заняты метростроевцы. А на некоторых невозможно определить, где низ, а где верх.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

На вопрос «Где это снято?» однозначно можно ответить на подписанных фото, где указано место.

Шахта №18 (Станция «Чистые пруды», тогда — «Кировская»).

А.Г. Танкелевич, начальник шахты №18-18-бис: «Под землей, на глубине 40 метров, в тяжелейших геологических условиях надо было в течение года построить огромный трехсводчатый дворец с большими залами, просторными вестибюлями, широкими коридорами. Для этой постройки надо было применить новые, доселе неизвестные методы, на ходу овладевать незнакомой техникой. Надо было проделать огромную работу по выемке грунта, уложить десятки тысяч кубометров бетона. Это была почетная задача, и разрешить ее было очень интересно. Работы было много».

Шахта №20 (перегон «Чистые пруды» — «Красные Ворота»). Примечательна тем, что была пройдена методом искусственной заморозки. Это была генеральная репетиция перед проходкой наклонного хода с заморозкой.

П.П. Ротерт, начальник Метростроя: «Предлагались различные методы проходки этих наклонных шахт. Их можно было пройти с помощью сжатого воздуха. Однако, учитывая, что они проходят под улицами с большим движением, отчасти под домами, мы считали, что при выполнении работ под сжатым воздухом в таких условиях требуется иметь полную гарантию, что не будет какого-либо перерыва в подаче электроэнергии, так как в этом случае могла бы произойти крупная авария. Не желая идти на риск, мы решили применить для выполнения этой работы метод замораживания с помощью наклонных скважин. Этот метод предварительно был проверен на шахте №20, которую мы проходили специально таким способом с тем, чтобы подготовиться для выполнения более серьезной задачи по проходке наклонных шахт».

Где сняты остальные кадры — можно только догадываться, но с большой долей вероятности они могли быть сделаны там же.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Затопленный ствол. Могу предположить, что это шахта №20 («— Товарищи… Двадцатую шахту затопило… Энергии нет, насосы не работают. Вода стремительно прибывала. 20-я проходилась забивным металлическим шпунтом, и вода шла по нему с большой быстротой и силой», но по факту мы видим затопленный ствол с уходящей вниз лестницей.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Кессонные аппараты. На заднем плане здание с табличкой: «Парикмахерская №3. треста сокольнического района».

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Там же. На переднем плане можно угадать воротник шахты.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Ну да, это шахта. Рабочие возятся с кессонным аппаратом.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Судя по пару и металлическому шпунту, это копер для его забивания.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Окаменелость.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Какие-то работы в стволе. По нынешним меркам ТБ, конечно, аховая — у рабочих отсутствовали даже каски. Но для тех времен это считалось вполне приемлемо.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Кажется, опять забивание шпунта. Напомню, что технологий проходки стволов существовало тогда очень много. В том числе и забивание шпунтом по контуру, и выемка грунта.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Вагонетка в клети наверху копра. На улице, судя по сосулькам, холодно.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

В забое штольни.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Штольня.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Судя по кружалам на переднем плане, это подготовка калотты к бетонированию.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Деталь кессона.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Старый фотошоп. Видимо, монтаж для верстки.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Из фото вырезали нужное, накладывали на белую бумагу и переснимали снова.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Кессонные аппараты, установленные в шахте.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Еще одна окаменелость.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

В стволе. Слева — большой резервуар (скорее всего, для сжатого воздуха), справа — какой-то насос. Может быть, водоотлив.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Компрессор. Американский. На нем написано: «CHICAGO PNEUMATIC TOOL»

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Замок свода. Что самое интересное, сделан он из камня, а не из монолитного бетона.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Домкрат с бревном.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Вынутая порода?

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Непонятно, где тут верх, и для чего предназначена эта конструкция. Какие-то забитые клинья в металлические трубки.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Кажется, что это уже раскрытая калотта, но еще не забетонированная.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Радиатор?

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Шахта на улице. Ну, знатоки, опознаете улицу?

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Водопонижение?

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Какие-то радиаторы.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Ствол шахты. Обратите внимание на трещину в бетоне, отмеченную стрелками.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Судя по всему, это бетонирование перемычки в стволе между зонами высокого и обычного давления. Наверх торчит труба кессона. Сам аппарат, где происходит компрессия и декомпрессия, будет находиться сверху. Помните те большие бочки с фото №4?

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Расстрелы повело. Вернее, их сдавливает горным давлением.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

За расстрелом стоит человек. Обратите внимание на масштаб.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Руддвор шахты и выдача породы в байде наверх?

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Кажется, сориентировал правильно.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Установка радиатора.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Доводка кувалдометром.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Радиатор почти собрали. Не знаю, для чего он. Может, система заморозки на шахте №18 или часть любой компрессорной станции?

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Надпись на обороте говорит, что на фотографии запечатлен монтаж какого-то кольца 18-й шахты. Скорее всего, имеются в виду два кольцевых контура для заморозки. Кстати, посмотрите на лестницу вниз: никакой страховки и колец за спиной.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Шахта №20. Сборка металлического шпунта в забое шахты.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Замок свода.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Шахта №18. Сегменты ножа.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Образцы вынутой породы.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Подпись на обороте нечитаема, но понятно, что это лебедка клетьевого подъема. Кстати, и спустя 80 лет вагонетки считают так же, как и тогда — палочками, втыкаемыми в доски.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Шахта №18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Шахта №18. Распалубка форшахты.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Шахта №18. Горизонтальное бурение.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Как строили первую очередь Московского метрополитена

ш. 23. Установка арматуры ж. б. оболочку кромки **** шахты. Снято 29 IV 33 г.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Шахта №18. Грейфер в раскрытом виде.

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Эта фотография оказалась в той же пачке, но на ней точно изображено строительство второй или более поздней очереди, т.к. перегонных тоннелей из чугунных тюбингов на первой очереди нет.

Источник

Click to comment

Добавить комментарий

To Top
     

Друзья , поддержите наш исторический проект 

 

♥♥♥

 

"Хронографъ"

 

♥♥♥

 

 

♥♥♥

 

Спасибо

   
Перейти к верхней панели