Топ-100
Мировая история

Секрет мудрого правления

Хронографъ

О том, что занимать высокие государственные посты должны только люди, обладающие высокими нравственными достоинствами, говорил Пифагор. И хотя он жил более двух с половиной тысяч лет назад, в его философском наследии много актуальных для сегодняшней элитологии идей. В философской школе Пифагора воспитывалась действительная элита, то есть люди, которые пытались развить и проявить разумное начало, преодолевая сопротивление рассудочного ума, хитрого, изворотливого, стремящегося всегда к самоуслаждению и самовозвеличиванию. Некоторые из учеников Пифагора управляли городами Италии, и, как свидетельствуют исторические хроники, именно в этот период в Италии и Сицилии были наилучшие государственные устройства. Эти люди вели жизнь в соответствии со сдержанностью и справедливостью. Можно утверждать, что некоторый период пифагорейская школа являла собой пример воздействия элиты на все социально-культурное пространство. При этом проявлялась та ступень духовного развития, при которой нравственная чистота не декларируется, а естественно проявляется. Впрочем, такие периоды благоденствия и чистоты и в прошлом длились недолго. 

Период заката античной цивилизации красноречиво демонстрирует прогрессирующую духовную деградацию общества, связанную со снижением «качества» элиты, окончательное разложение которой было обусловлено «проводами в могилу нравственности». Интересно, что период упадка цивилизации характеризуется большой популярностью различных софистических школ, которые обучают искусству красноречия безотносительно к уровню нравственного развития тех, кто хочет использовать это красноречие для оболванивания народа. 

Великий китайский философ Конфуций говорил, что управлять государством должны благородные мужи. Благородный муж — это тот, кто имеет благородный нрав. Именно благородный нрав дает право властвовать над народом. Правитель с благородным нравом улучшает и нрав народа. В противном случае народ деградирует, не имея ни нужды, ни возможности найти образцы более верного понимания жизни. Вот почему, как говорил Платон:”… одинаково опасно вручать безумному меч и бесчестному власть”. 

«Самое большое богатство государства — честные люди!» (из афоризмов Востока) 

Итак, древние философские системы утверждают, что наиважнейшим и необходимым качеством правителя является его честность и его добродетельный нрав. Это главное основание элитизма. Что же касается эгалитаризма, то есть концепция, которая провозглашает всех людей равными, и это равенство можно рассматривать с точки зрения существования в каждом человеке возможности устремиться к развитию своей Высшей природы и к самообузданию низшей. 

В современных же исследованиях в области элитологии перечисляются качества, которыми должен отличаться человек, претендующий на ведущую в обществе роль. Это профессионализм, интеллектуальность, креативность и т.п. Если же опираться на идею двойственности человеческого ума, то взвешивая достоинства кандидатов, прежде всего, нужно обращать внимание на честность, порядочность и ответственность, поскольку и профессионализм, и интеллектуальность, и креативность будут использованы не во благо народа, а для собственного обогащения и самовозвеличивания. 

Печальнее всего, что, не имея способности распознавать честного и справедливого человека, люди создают причины, в соответствии с которыми честные и справедливые люди не могут стать элитой государства. Причины с неизбежностью превращаются в соответствующие следствия и поэтому «каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает». 

Вся история человечества говорит о том, что люди, представляющие общественно-политическую элиту, влияют на направление развития общества, на ход событий, на то, каким курсом будет двигаться страна, какое будущее у страны. От них зависит нравственная атмосфера, в которой живут миллионы людей, формируя их представления о том, что есть добро, а что зло. 

Сегодня, к сожалению, мир представляет собой королевство кривых зеркал, где хитрость, лживость, корысть и лицемерие рядятся в тогу моральности и добродетели, забывая или не зная, что «правда никогда не скроется», и в соответствии с законами энергодиамата, «печальный жребий у того, кто, будучи лжецом, к морали призывает». 

Люди в конце концов должны будут понять, что все проблемы в любом государстве возникают из-за отсутствия у власти честных, порядочных и ответственных людей. 

Более двух тысячелетий назад Великий Конфуций, китайский философ, говорил о секрете мудрого правления, который состоял в том, чтобы отбирать на службу честных людей. 

«Государства бы процветали, если бы правители были честными людьми или честные люди были бы правителями», — так говорил Конфуций. 

А великий Платон примерно через сто лет после Конфуция, проживая совсем в другой стране, размышляя о том, кому же быть правителями, в своем труде «Государство» писал: 

«Нет способа избавиться от зол государству… кроме как посредством личного союза между политической властью и философией. Либо философы должны стать царями наших государств, либо люди, которых сегодня называют царями, должны искренне и серьезно заняться философией… Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государства не станет философ!» 
При этом, во избежание недоразумений, Платон уточнял: 

«Я называю философом не того, кто много знает и о многом может говорить, а того, кто ведет чистую, нравственную жизнь!» 

Гальченко Г.И. 

Click to comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

To Top